ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ - Страница 2

Архитектуре храма Джурджеви ступови близка по стилю архитектура церкви Петра и Павла в Биело-Поле (конец XII в.), но есть и отличие: в Джурджеви ступови подчёркнута крестообразность, и отсутствуют портики. В меньшей степени различаются Джурджеви ступови и церковь св. Николая в Куршумлии (1160 гг.; в целом храм в византийском стиле, но имеет две башни с запада). Поиски византийско-романского синтеза в архитектуре Джурджеви ступови и других сербских памятников второй половины XII в. подготовили создание храма в монастыре Суденица (около 1196 г.), ставшего образцом для последующих построек так называемой рашской школы. В конце XVII в., во время Австро-турецких войн, обитель была частично разрушена, в начале XVIII в. камни её построек использовали для возведения турецкой крепости в Нови-Пазаре. В 1722 г. по просьбе Печского патриарха Моисея (Райовича) разборка монастыря была остановлена. В 1912 г., во время Балканской войны, и в 1941 г., после начала Второй мировой войны, камень монастырских сооружений вновь использовался для строительства укреплений. Были разобраны южная стена церкви с частью купола и часть припраты с башнями. После окончания Второй мировой войны только капелла Драгутина имела крышу. Из древних построек сохранились цистерна с колодцем и часть стен, развалины других построек были засыпаны землёй. В 1960 г. начались работы по реставрации Джурджеви ступови под руководством архитекторов Д. Милошевича и Й. Нешковича. К 1962 г. остатки построек были очищены от земли и завалов. Стены центральной части церкви и купол были обновлены. Возле монастыря был устроен лапидарий, в котором поместили найденные фрагменты построек. Несколько фрагментов удалось соединить, таким образом, почти полностью был собран западный портал, где обнаружилась надпись об окончании возведения обители. От фресок, выполненных около 1175 г., в центральной части храма фрагментарно сохранились поясные изображения святителей, отдельные фигуры пророков и евангелистов, свидетельствующие о близости росписи церкви к лучшим образцам росписи в византийском искусстве того периода. Живопись 1282–1283 гг. близка к росписям монастырей Сопочани, Арилье и Градац. В припрате церкви, на западной стене, над входом в наос, находится монументальное изображение великомученика Георгия на белом коне и по сторонам четыре сцены из его Жития. В северо-восточном углу расположены ктиторские портреты Стефана Немани и Драгутина. В Драгутиновой капелле в нижней зоне, представлена процессия династии Неманичей: к восседающему на престоле Христу подходят Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, король Стефан Урош I с женой Еленой, король Драгутин с моделью храма в руках, король Милутин и его жена Елена. В сводах капеллы изображены четыре сцены из сербской истории: Стефан Неманя передаёт престол сыну Стефану; венчание на царство короля Стефана Уроша, опередившего в престолонаследии старшего брата Владислава; архиерейское благословение короля Драгутина, отнявшего престол у отца; король Драгутин передаёт престол брату Милутину. С 1964 г. в капелле проводилась консервация сохранившихся фресок, часть фресок перенесена в Народный музей в Белграде. О состоянии фресок в период между двумя мировыми войнами, в том числе о погибших во время Второй мировой войны, можно составить представление благодаря фотографиям и описаниям Николая Львовича Окунева.



 
PR-CY.ru