Словарь по христианству Д ДИОДОР и ДИДИМ

ДИОДОР и ДИДИМ

ДИОДОР и ДИДИМ – мученики Лаодикийские (память 11 сентября, память Византийской церкви 10 и 11 сентября, 6 и 9 октября; память в Западной церкви 11 сентября и 9 октября). Точное время жизни святых исследователям неизвестно. В византийских синаксарях содержатся сказания об этих ревностных христианах, которые проповедовали Евангелие язычникам, многих обратили ко Христу и крестили. Правитель Лаодикии приказал схватить их. На суде они твёрдо исповедовали Христа и не пожелали отречься от своей веры, но изобличали служение идолам и укоряли правителя в беззаконии. После пыток мученики скончались. В некоторых синаксарях, в частности, в Синаксаре Константинопольской церкви (конец Х в.), уточняется, что Диодор и Дидим были засечены до смерти. Близкое по содержанию сказание находится в Минологии Василия II (конец Х в.) под 11 сентября, откуда оно перешло в славяно-русские прологи. На основании византийских памятников кардинал Цезарь Бароний поместил под тем же числом в Римском Мартирологе сведения об этих мучениках и присоединил из современных ему греческих Миней некоего мученика Диомида. В более ранних византийских синаксарях этот мученик не упоминается. На этом основании Русская православная церковь чтит 11 сентября только Диодора и Дидима. В древнейших календарных памятниках рубежа IV и V вв. (в Сирийском Мартирологе и в Мартирологе Иеронима Стридонского) имя Диодора упоминается без дружины под 9 октября (тишри 9). На основе сказаний византийских синаксарей о том, что Диодор крестил многих обращённых язычников, в Сирийском Мартирологе он представлен как пресвитер. Для исследователей интересно, что, согласно Мартирологу Иеронима Стридонского, Диодор пострадал в Лаодикии Фригийской, тогда как в Минологии Василия II и в большинстве византийских синаксарей, за исключением тех, которые вообще опускают какое-либо уточнение, речь идёт о Лаодикии Сирийской. Исследователи полагают, что указание Мартиролога Иеронима Стридонского является более точным по причине древности этого памятника. Исследователи не исключают, что составители поздних синаксарей перенесли место мученичества в Сирию, в силу того что в византийскую эпоху Лаодикия Сирийская имела большее значение, чем одноимённый город во Фригии. Архиепископ Сергий (Спасский) считает, что речь идёт о разных Диодорах: Диодоре пресвитере из Лаодикии Фригийской, известном по Сирийскому и Иеронимову Мартирологам, и Диодоре мученике, пострадавшем в Лаодикии Сирийской вместе с Дидимом, о котором упоминается в византийских синаксарях, и, возможно, с Диомидом. Однако его гипотезу не все исследователи считают верной, поскольку и под 10, 11 сентября, и под 9 октября в различных синаксарях содержится одно и то же сказание о Диодоре и Дидиме.

 
PR-CY.ru