ДЮРКГЕЙМ Эмиль - Страница 4

Для Э. Дюркгейма как для социолога не природа сама по себе есть источник религии (в этом он решительно расходится с Бернетом Тейлором и Джорджем Фрейзером), она служит лишь источником символов, как религиозных, так и других, необходимых для упрочения определения социальной группы. Религия – это способ идентификации, осознания себя той или иной социальной группой как единым целым. По мнению Э. Дюркгейма, люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества. Реальность, описываемая религией в символических формах, и есть социальная реальность. Главная социальная функция религии – создание и воссоздание сплочённости и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Все религии представляют собой ответы, хотя и различные, на то, в каких условиях живёт человек. Социологический подход к религии предполагает, во-первых, истинность всех религиозных систем, т.к. каждая на свой лад выражает социальную реальность, и, во-вторых, отсутствие принципиальной разницы между собственно религиозными культами в узком смысле и гражданскими культами, поскольку и те и другие относятся к священным сущностям, выражающим социальные отношения, и выполняют одинаковые социальные функции. Любой объект независимо от своих внутренних свойств может стать священным, если он символизирует общество или группу. Основное в религии не догматика, а практическая религиозная деятельность, выражающаяся в коллективном отправлении обрядов. Все религиозные обряды подразделяются на два вида – негативные (их целью является предотвращение осквернения священного через самоотречение, самопожертвование, аскетизм) и позитивные (их цель – приобщение к священному). В самой значительной по объёму работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.) Э. Дюркгейм исследовал простейшую, по его мнению, из известных форм религии – тотемизм австралийских аборигенов (поскольку в тотемизме нет заимствований и влияний со стороны других религий, и он соответствует самой простой форме социальной организации). Э. Дюркгейм считал, что религиозные верования создают основу упорядоченности примитивного общества. Он показал контраст между двумя периодами в жизни племён: периодом тяжёлого труда в одиночной борьбе за существование и периодом коллективных праздничных торжеств, когда после завершения трудового процесса всё племя собирается вместе. Однообразное и скучное существование сменяется состоянием крайней экзальтации и подъёма, «когда люди как бы одержимы какой-то могучей силой, которая приподнимает их над действительностью, заставляя думать и чувствовать иначе, чем в обычное время». Так создаётся представление о двух качественно противоположных мирах: профанном и священном, вызывающем веру в великую преобразующую силу коллективности. Первобытный тотем Э. Дюркгейм понимал как символ, с помощью которого определялась групповая принадлежность древнего человека.



 
PR-CY.ru