ДЭВА - Страница 4

По мнению исследователей, любопытно, что в индоарийском контексте герой-змееборец Индра, носящий эпитет «Вритрахан» (убийца Вритры) стал главой пантеона, а здесь – демоном мрака; но при этом в «Авесте» большим почитанием пользуется очень сходный образ – бог войны и победы Веретрагна, также одолевший дракона. Другому архаичному общеиндоиранскому персонажу (божеству договора Митре) удалось и в зороастризме сохранить свои высокие позиции. Написанный в XII в. на среднеперсидском языке зороастрийский текст «Бундахишн» сообщает, что Злой Дух Ахриман (Анхра-Майнью) сам сотворил дэва в качестве помощников для борьбы с Духом Добра Ормуздом (Ахура Маздой). Вся последующая иранско-персидская литература (сказания о Рустаме, «Шахнаме» и др.) изобилует сюжетами о сражениях иранских царей и героев с дэва. В армии Зла дэва – бесчисленное множество, их образы слабо индивидуализированы. Скорее, искусственный характер носит семёрка духов Зла, представляющая зеркальное отражение семёрки благих богов «Амеша-Спента»: помимо Анхра-Майнью (скверна, разрушительное начало) в неё входят такие персонажи, как Ака-Мана (злая мысль), Друдж (ложь), Душ-Хшатра (трусость, подлость), Тарамаити (ложная гордость, спесь), Аветат (ничтожество, деградация, болезнь) и Меретин (смерть). Образы дэва различными историческими путями стали известны и сохранились в фольклоре многих народов. У таджиков дэва – великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, ужасными лицами, но встречаются и представления о дэва как благих существах: такова Дэви Сафед (белая богиня), покровительница прях. Как злые духи, ужасные многоголовые великаны-людоеды, дэва известны в армянской и грузинской мифологии и фольклоре. Сказки о дэва в виде циклопов, обычно живущих в пещерах по несколько братьев и с матерью и промышляющих охотой, распространены у дагестанских народов, турок и народов Средней Азии. Как злые духи, дэва известны в мифологиях многочисленных тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Западной Сибири, Поволжья и гагаузов. Впрочем, не везде дэва ассоциируются исключительно со злом. Так, в мифах узбеков Хорезмского оазиса дэва выступают как строители многих древних крепостей и городов, в шаманских мифах узбеков, казахов и киргизов они фигурируют в числе духов, помощников шаманов. У славян дэва известен как див, дива и в других сходных формах: с одной стороны, сохранился оттенок значения «божественного», «небесного» (ср. рус. диво), с другой – видимо, посредством иранского влияния персонажи с этим именем – женские мифологические существа, обитающие в лесу, – приобрели негативную характеристику.



 
PR-CY.ru