ДЭВА - Страница 2

Атмосферой, согласно традиции, ведают громовержец Индра, боги бурь маруты, боги ветра Ваю и Вата, бог вод Апам Напат, бог грома и дождя Парджанья и др. Класс земных богов представляют Мать-Земля Притхиви, бог огня Агни, бог ритуального напитка и растения Сома, богиня реки Сарасвати и др. Другая классификация строится на принадлежности к тому или иному «роду»: среди дэва выделяются потомки Адити, Рудры и др., среди асуров – кланы дайтьев и данавов. Кроме того, в ведийской мифологии, как и в мифологических системах родственных индоевропейских культур, существует также классификация по выполняемой божеством социальной функции: жреческо-юридической, военной или же связанной с плодородием. Но по сравнению с мифологиями других народов в ведийском пантеоне нет столь чётко прописанной иерархии; сферы деятельности дэва, их функции и роли в тех или иных мифологических сюжетах строго не зафиксированы, могут пересекаться и иметь множество версий. Среди дэва встречаются антропоморфные персонажи (реже зооморфные), божества, олицетворения явлений природы, стихий и элементов ландшафта (например, река Сарасвати), а также присутствует целый ряд не имеющих формы богов – персонификаций абстрактных понятий, как например, Шраддха – Вера, Манью – Гнев, Вач – Речь, Кала – Время, Ниррити – Гибель и др. Многим из дэва присущи свойственные только им особые атрибуты – оружие (у Индры это молния-ваджра, у Варуны – петля и т.д.), украшения, особенности внешности, ваханы (ездовые животные). Часто боги-дэва сопровождаются божественными супругами, чьи фигуры прорисованы слабо и практически не имеют самостоятельного значения в пантеоне (кроме Ушас), а имена представляют собой женские производные от имён супругов (например, Индрани, Варунани, Агнайи). Мифологическое обиталище дэва – девалока, мир богов, небесное царство блаженства, противопоставляемое миру людей и подземному миру демонов. Человек может попасть в мир богов после смерти, если будет следовать дэваяне (дэвамарге) – пути богов. Однако уже с периода создания «Упанишад» (начиная с середины I тыс. до н.э.) и далее, по мере развития религиозно-философских идей о карме и сансаре, участь дэва перестала казаться идеалом: дэва, как и люди, согласно новым воззрениям, были подвержены смерти, бесконечным перерождениям и кармическому закону воздаяния. Ещё больше снизил статус дэва буддизм: новая религия не упраздняла старых богов; они так же продолжали жить в блаженстве на одном из высших мировых уровней, обладать недоступными человеку способностями, однако для того чтобы достичь финальной цели буддийской сотериологии – просветления (буддхи) они должны были переродиться в мире людей. В джайнизме дэва также остались одним из классов сверхчеловеческих существ, но здесь было снято противостояние дэва и асуров.

 



 
PR-CY.ru