ДЭВА

ДЭВА (от индоевр. корня «div» – «светиться, сиять») – наименование одного из двух противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев. Слово «дэва» этимологически связано с индоевропейским понятием «deiuo», обозначающим «дневное сияющее небо»; к нему восходят такие мифологические персонажи, как древнеиндийский бог Отец-Небо (Дьяус-Питар), древнегреческий Зевс (Патер) и понятие «бог» во многих индоевропейских языках. Мотив оппозиции двух классов богов также знаком и многим другим мифологическим системам, имеющим индоевропейские корни (ср.: боги и титаны в древнегреческой мифологии, ванны и асы – в скандинавской). В период индоиранского единства дэва – обозначение повсеместно почитаемых божеств, но позднее, с расселением арийских племён дальше, на территорию Индии, у всё более обособляющихся древнеиндийских и древнеиранских культур трактовка дэва получает различное значение, отражая, как полагают исследователи, некое историческое явление, быть может, геополитический конфликт в среде индоиранских племён. В древнеиндийской «Ригведе» (первая половина I тыс. до н.э.), создававшейся в период миграции индоариев, антагонизм двух классов божеств только намечается. Дэва известны как младшее поколение богов, чьими «старшими братьями» являлись асуры, обладавшие колдовской силой майи. Списки тех и других могли варьироваться; иногда даже такие однозначно положительные персонажи, как Индра, Агни, называются в «Ригведе» асурами. Ближе к поздневедическому периоду (середина I тыс. до н.э.), уже в «Атхарваведе», за асурами чётко закрепилась репутация зловредных и коварных демонических существ, стремящихся стяжать власть над Вселенной, в то время как дэва почитаются как благие, светлые божества, хранители миропорядка. Главной темой мифологии отныне становится противоборство дэва под предводительством Индры с асурами и, прежде всего, – со змееобразным Вритрой. Количество дэва в различных текстах оценивается как 33, 330, 3306 и более, но всё множество богов может представляться неким единым синклитом «вишве-дэва» («все-боги»). Одна из традиционных классификаций дэва разделяет их по принадлежности к какой-либо из трёх космических сфер: небу, воздушному пространству или земле. К первом обычно относятся сам Отец-Небо Дьяус-Питар, повелитель ночного звёздного неба и каратель нарушителей мирового порядка экс-асур Варуна; бог дневного света, покровитель договора и согласия Митра, солярные божества Сурья и Савитар, богиня утренней зари Ушас, боги сумерек – неразлучные близнецы Ашвины и др.

 



 
PR-CY.ru