ДЭВИ - Страница 2

Подвиги Дэви в облике Дурги изысканным поэтическим слогом воспеваются в религиозной лирике (например, в «Чанди-шатаке» Баны, VII в.). Причины такой популярности культа Дэви, по мнению ряда исследователей, состоят в том, что после упадка ведийской и брахманистской идеологии всё большую роль в индуизме играют религиозные верования, связанные с культом плодородия и поклонением Богине-Матери, характерные для аборигенных индийских племён, сохраняющие первобытную матриархальную культуру. На протяжении I тыс. н.э. шактистские религиозно-философские идеи развивались в многочисленных текстах тантр, агам и нигам; оформилась система ритуалов (нередко включающих кровавые жертвоприношения), среди почитателей Великой богини возникли различные течения и школы. Продолжился процесс ассимиляции автохтонных культов посредством отождествления Дэви с многочисленными местными богинями. Шактистские ритуальные тексты перечисляют десятки и сотни имён-эпитетов Дэви, в теологических трактатах выстраиваются изощрённые классификации и ранги её многообразных воплощений. Средневековые идеологи шактизма распространили на образ Дэви вишнуитскую концепцию аватар: по их мнению, подобно Вишну, нисходящему в этот мир для поддержания космического порядка и проповеди дхармы, Дэви также воплощается в десяти махавидья – группе богинь, несущих людям «великое спасительное знание». Некоторые формы Дэви имеют чёткую мифологическую прорисовку и характерные черты, другие представлены лишь именами-эпитетами. Среди её благостных ипостасей широко известны: Парвати (горная) – кроткая горная отшельница, подвижничеством снискавшая любовь Шивы, мать Ганеши и Сканды; Сати (добродетельная), выбравшая Шиву в супруги вопреки воле отца и совершившая самоубийство, не выдержав семейных распрей; Ума (сияние), Гаури (светлая), Аннапурна (полная питанием), Амма (Мать) и др. Эти богини, как правило, изображаются в виде прекрасных женщин, в сопровождении семьи, с благими атрибутами (цветами лотоса, благожелательными мудрами); основным символом Дэви является йони – схематическое изображение женского полового органа, помещаемое в храмах обычно вместе с лингамом. Наиболее известные гневные формы Дэви: Дурга (труднодоступная) – грозная многорукая богиня-воительница, возникшая по воле богов из пламени для сражения с угрожающим миру асуром Махишей, восседающая на льве с оружием, полученным ею от главных богов; Кали (чёрная) – чернокожая богиня с высунутым окровавленным языком, клыками, распущенными волосами, с ожерельем из черепов на шее и разными видами оружия в многочисленных руках, часто изображается танцующей на теле Шивы; Чанди (гневная), Бхайрави (ужасная) и др. Такое многообразие воплощений осмысляется в философии Абхинавагупты (конец X – начало XI вв.) как лила – божественная игра Единого Божественного Сознания, то приоткрывающего человеку истинную реальность, то, напротив, скрывающего её. Амбивалентность образа Дэви, являясь важной сущностной характеристикой богини, объединяет её с архетипическим образом Богини-Матери, известным многим древним культурам Евразийского региона.



 
PR-CY.ru