Словарь по христианству Д ДЖАТИ

ДЖАТИ

ДЖАТИ – в индийском обществе наименование групп людей, имеющих единый закреплённый социальный статус, связанных общим происхождением, специфическим родом занятий, особыми религиозными традициями и принципом эндогамии. Джати является более мелким подразделением внутри варны, но если в варне важнее реально исполняемая в обществе функция, то в джати – прослеживаемая наследственность. Термин «джати» часто заменяется португальским понятием «каста». Система джати формировалась в Индии, начиная с середины I тыс. до н.э. Согласно легенде, джати появились от смешения варн. Изначально они напоминали европейские средневековые гильдии: у каждой из них были собственные органы управления (панчаяты), системы взаимопомощи. Взаимоотношения членов джати и разных джати между собой регулировались нормами индуизма. Постепенно выстраивалась иерархия джати: её возглавляли «дваждырождённые» – представители трёх высших варн (брахманы, воины, землевладельцы), за ними следовали джати городские, торгово-ростовщические, джати земледельцев и ремесленников (ткачи, ювелиры, горшечники, плотники, кузнецы и др.). Низшие ступени в иерархии занимали джати, члены которых (метельщики, кожевники, парикмахеры, прачки и др.) выполняли «нечистые», согласно традиции индуизма, работы. На эти джати распространялись наиболее многочисленные социально-бытовые ограничения, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких джати, поэтому они получили название «неприкасаемые». В эту систему, как правило, на правах низших джати также включались ассимилированные индуизмом племена. С течением времени социально-экономическое положение некоторых джати могло меняться и соответственно несколько изменялось их место в иерархии. Приверженцы неиндуистских конфессий (индийские мусульмане, христиане, сикхи и др.) тоже следуют правилам системы джати в различной степени жёсткости, особенно в том, что касается эндогамии, хотя они обычно обращают меньше внимания на пищевые запреты и принцип наследственности. Члены каждой джати соблюдают правила ритуальной чистоты, что особенно проявляется в браке, системе занятий, взаимоотношений между представителями разных групп, питании и обычаях. Соприкосновение с группой, стоящей ниже по уровню (что в принципе является повседневно необходимым и регулируется системой общественного обмена ресурсами и услугами – джаджмани), связано с ритуальным «загрязнением», которое устраняется в ходе специальных очистительных обрядов. «Загрязнение» – это переход определённой разрешённой степени вовлечённости в контакты с представителями низших джати. Человек может подвергнуться внешнему и внутреннему «загрязнению», например, путём приёма «нечистой» пищи. «Загрязнённый» человек оскверняет и других представителей своей джати. Каждая джати имеет стандарты «чистоты», наказания за их нарушение и специфические обряды очищения.

 



 
PR-CY.ru