ДАХМА

ДАХМА – зороастрийское погребальное сооружение; другие названия – «башня молчания», «башня смерти». Обладает духовной силой, предназначено оградить землю от проникновения нечистоты. В широком смысле дахма – религиозное учреждение, которое помогает Ормазде (см. Ахура Мазда) в борьбе с нечистотой, производимой Ахриманом (см. Анхра-Майнью). Дахмы обычно строят на вершине холма или на возвышении в соответствии с предписаниями в «Видевдате» (часть «Авесты» о соблюдении ритуальной чистоты, состоящая из 22 глав): «О святой создатель материального мира! Куда мы должны поместить тела усопших? О Ахура Мазда! Где мы должны поместить их?» Ахура Мазда отвечает: «О Спитама Заратуштра! На наиболее возвышенном месте!» При возведении дахмы проводятся специальные церемонии. Священные предметы, задействованные в них, связаны с символикой чисел. Так, верёвка, состоящая из 101 нити, представляет 101 священное имя Ормазда, которое повторяется зороастрийцами каждый день при чтении молитв и проведении литургии. Трёхкратное обматывание верёвкой окружности дахмы символизирует три главные добродетели зороастризма: благую мысль, благое слово, благое дело. 301 гвоздь, вбитый в землю, служит поглотителем нечистоты, а священная верёвка, обвитая три раза вокруг гвоздей, действует как пограничная линия, сдерживающая проникновение нечистоты. Вбивание 301 гвоздя напоминает также о священном договоре, заключённом жрецами от имени общины со Спендармадом. Амеша Спентами заботится о земле, на которой возведена дахма, в течение, по крайней мере, 301 года. Тело умершего могло быть перенесено в башню в любое время дня. Поскольку предписано выставлять тело солнцу, переносить его ночью было строго запрещено. Одежду с умершего предварительно разрывали и клали на пол башни. Об этом говорится в «Видевдате»: «Два сильных человека могут перенести его и поместить его нагим на эту землю, на глину, кирпичи, камни и известь». Одежда, оставшаяся от трупа, никогда не использовалась для других целей, но сбрасывалась в яму снаружи башни, где она истлевала под действием солнца, воздуха и дождя. Труп закрепляли за ноги и волосы, чтобы звери или птицы, растерзав тело, не могли утащить кости к воде или растениям. Такой похоронный обряд был связан с недопустимостью осквернения почитавшихся стихий – огня, воды, земли. В настоящее время кости умерших не оставляют надолго на площадке дахмы. Дважды в год скелеты сбрасывают в колодец дахмы, где солнце, дождь и воздух вскоре превращают всё в прах. Со временем дахму срывали, и это считалось вторым по значению ублаготворением земли. Место, где возведена дахма, считалось, тем не менее, осквернённым навеки – до конца мировой истории, когда (через 3 тыс. лет после рождения Зороастра) вся Вселенная очистится в огне и потоках расплавленного металла, и наступит «будущее существование».

 
PR-CY.ru