ДИМИТРИЙ - Страница 4

В небольшом трактате Димитрия анализирует браки в седьмой степени родства и свойства. Он приходит к выводу, что брак в седьмой степени родства не является безусловно запрещённым; тем более допустим брак в седьмой степени свойства, поскольку свойство качественно отличается от родства и не создаёт столь сильной близости между людьми, как это последнее. К тому же, отмечает Димитрий, «том Сисиния» довёл запрещение браков свойственников только до шестой степени. Канонический трактат появился во фрагментарном славянском переводе (неудовлетворительного качества) уже в Древнеславянской Кормчей, тогда как другой (также в плохом переводе) вошёл в состав Кормчих книг позднее. Однако в печатной Кормчей (Иосифовской, а также Никоновской и синодальной) оба эти текста находятся почти рядом, в главе 52 (51), где помещены различные «статьи» «о беззаконных брацех». Сочинения названы соответственно «От иныя главы» и «Тогоже собора» (имеется в виду напечатанный перед этим «свиток» (том) Собора при патриархе Сисинии). Наконец, исследователи не могут исключить авторство Димитрия в отношении шести канонических трактатов, долгое время остававшихся неизданными и опубликованных в 1966 г. Даррузесом (издатель раньше полагал, что они, за исключением первого, принадлежат Димитрию). В. Лоран считал, что Димитрий является автором всех шести трактатов; Ханс Георг Бек высказывался аналогичным образом, но не был уверен в принадлежности Димитрию первого трактата. Трактат «De privilegiis metropolitarum» («О привилегиях митрополитов») издан Даррузесом по одной рукописи, а остальные – по другим рукописям. Издатель отмечает, что отказался от прежнего мнения (и проигнорировал маргиналию в рукописи, недвусмысленно указывающую на авторство Димитрия) лишь потому, что обнаружил сходство между трактатом о рукоположениях и синодальным постановлением при патриархе Николае III Грамматике 1084 г., принятым по запросу митрополита Никиты Анкирского. На этом основании он атрибутировал малоизвестному Анкирскому митрополиту Никите пять перечисленных выше сочинений (со второго по шестое), несмотря на очевидные трудности, происходившие отсюда. Так, ни в одной рукописи Никита Анкирский не назван автором какого-либо из данных текстов, а срок пребывания Никиты на Анкирской кафедре должен превышать 50 лет (Даррузесу пришлось отнести все упоминания о митрополите Никите с 1038 по 1092 гг. к одному лицу). Но важнее всего содержательные различия: в постановлении 1084 г. и в запросе Никиты речь идёт о незаконном возведении епископов в сан митрополитов, а в трактате – о присвоении Константинопольским патриархом права избирать епископов. С другой стороны, Даррузес доказывает, что трактат о привилегиях митрополитов принадлежит анонимному автору и был написан во время конфликта вокруг патриарха Полиевкта в середине X в., а впоследствии выдан Никитой Анкирским за собственное сочинение. На эти и иные противоречия в гипотезе Даррузеса указывает Александр Петрович Каждан.

 



 
PR-CY.ru