ДИМИТРИЙ - Страница 2

Тем не менее, Димитрий сохранил свой высокий статус. В сентябре 1039 г. он принял участие в заседании патриаршего синода, где вновь обсуждались вопросы, связанные с яковитами, на этот раз – с их браками, наследованием имущества и свидетельскими показаниями. Димитрий пережил патриарха Алексия Студита (ум. в 1043 г.) и оставался митрополитом Кизическим при патриархе Михаиле I Кируларии. В этот период Димитрий, как видно исследователям из посвящённой ему поэмы Христофора Митилинского, заболел подагрой. Престарелый и больной, он теперь поддерживал патриарха в его стремлении к сильной единоличной церковной власти. Димитрий скончался до 1054 г., поскольку в этом году в работе патриаршего синода уже участвовал новый митрополит Кизический – Феофан. Сохранились также сведения о некоем Димитрии Кизическом, который жил в начале X в., адресате двух писем патриарха Николая I Мистика. Первое адресовано «митрополиту Кизическому» и написано в 924–925 гг., второе, относящееся к периоду 920–925 гг., – «Димитрию Кизическому». Даррузес полагает (основываясь на неизданном письме, которое и вызвало данный ответ патриарха), что этого Димитрия можно отождествить с автором трактата о ереси яковитов. Однако тем самым он противоречит собственному мнению об отсутствии связи трактата с императором Константином VII. Вопрос о личности адресата данных писем и его соотношении с Димитрием нуждается в дальнейшем изучении. Большинство сочинений, с большей или меньшей степенью вероятности приписывавшихся Димитрию, сохранились и опубликованы. Иоанн Скилица и Георгий Кедрин, перечисляя в начале своих исторических произведений источники, которыми они пользовались, упоминают хронику Димитрия в числе тех сочинений первой половины XI в., где описывались современные их авторам события. Это, по мнению исследователей, – единственное произведение Димитрия, которое не сохранилось. Дошедшие до нас произведения Димитри исследователи делят на две группы: юридические (главным образом, церковно-правовые) и полемические сочинения. Исследователи не сомневаются, что Димитрию принадлежит канонический трактат о брачном праве. Опираясь на «том Сисиния» (постановление, принятое при патриархе Сисинии II Константинопольском на заседании патриаршего синода 21 февраля 997 г., в котором были запрещены некоторые браки в свойстве шестой степени), Димитрий обсуждает вопрос о допустимости браков в шестой степени свойства. Он исходит из того, что подобные браки запрещаются только в тех случаях, когда возникает смешение степеней родства и свойства (например, брак двух братьев с двумя двоюродными сёстрами); в остальных же случаях (например, брак дяди и племянника с тёткой и племянницей соответственно) эти браки допустимы. Такое мнение (его придерживались только магистр Евстафий Ромей, судья высшего суда империи, и Димитрий) было исключением в середине XI в., когда «том Сисиния» интерпретировался в смысле запрета всех браков в шестой степени свойства. Именно поэтому в одной мюнхенской рукописи трактата указано, что некоторые приписывают его Евстафию, хотя большинство всё же считают автором Димитрия.

 



 
PR-CY.ru