ДИЕВ Михаил Яковлевич - Страница 2

Это неопубликованное сочинение, написанное в дополнение к «Словарю историческому» Киевского митрополита Евгения (Болховитинова), было известно ряду историков, им пользовались Владимир Степанович Иконников, Николай Константинович Никольский, Сергей Иванович Смирнов. В последние годы жизни М.Я. Диев писал биографические записки «Благодетели мои и моего рода». Он смог опубликовать только небольшую часть своих сочинений. Большинство его прижизненных публикаций – это статьи в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских», «Костромских губернских ведомостях» и др. Работы М.Я. Диева получили высокую оценку специалистов. С ним состояли в переписке Андрей Николаевич Муравьёв, Киевский митрополит Евгений (Болховитинов), Черниговский архиепископ Филарет (Гумилёвский), историки Михаил Петрович Погодин и Иван Михайлович Снегирёв (который, в частности, под влиянием письма М.Я. Диева отказался от суждения о том, что будущий Московский митрополит Афанасий был настоятелем Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря). М.Я. Диева высоко ценили Василий Андреевич Жуковский, граф Михаил Владимирович Толстой, Сергей Семёнович Уваров и др. 13 мая 1837 г., во время посещения Нерехты наследником престола великим князем Александром Николаевичем (впоследствии император Александр II), В.А. Жуковский представил М.Я. Диева цесаревичу, который подарил священнику золотые часы. В Костроме на торжественном обеде великий князь Александр Николаевич несколько раз с уважением отозвался о нём. В 1830–1840 гг. М.Я. Диев неоднократно подвергался преследованиям, на него писали доносы; его обвиняли в занятиях учёными трудами в ущерб обязанностям настоятеля храма в Пахомиевой обители. Костромской епископ Павел (Подлипский) недолюбливал его «за писательство». Как полагают исследователи, по этой причине епископ и дал ход «ложной кляузе» на М.Я. Диева в 1832 г., из-за чего он был вынужден уехать из села Тетеринского. 19 июня 1837 г. Костромской епископ Владимир (Алявдин) при посещении Нерехты публично заявил М.Я. Диеву, что «священнику некогда заниматься такими безделицами, как история и археология». В 1839 г. в результате ложного доноса епископ Владимир запретил М.Я. Диеву в священнослужении и назначил на его место другого священника. Лишь заступничество А.Н. Муравьёва и В.А. Жуковского, обратившихся к великому князю Александру Николаевичу, и обращение В.А. Жуковского к императору Николаю I, который дал распоряжение обер-прокурору Святейшего Синода Николаю Александровичу Протасову разобраться с этим делом, восстановили справедливость.

 



 
PR-CY.ru