ДИМАС - Страница 2

Последняя традиция зафиксирована в относительно поздних византийских каталогах апостолов от 70, к которым Димас причисляется: Псевдо-Дорофея Тирского (VI в.) и Псевдо-Епифания Кипрского (VII в.). Согласно этим каталогам, Димас, отступив от Христа, позднее стал языческим жрецом в Фессалонике. Поступок Димаса в этих сочинениях характеризуется словами: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). С установлением в VIII–IX вв. традиции церковно-литургического почитания апостолов от 70 имя Димаса было исключено из их числа, тем не менее, оно появляется в некоторых рукописных славянских прологах и в Милютинских Четьих-Минеях 4 января по старому стилю (празднество в честь 70 апостолов). В современные календари Греческих церквей и РПЦ память Димаса не включена. Другая традиция зафиксирована в апокрифических «Деяниях Павла и Фёклы», согласно которым Димас был спутником Павла, когда тот проповедовал в Иконии и обратил ко Христу Фёклу и весь дом её отца Онисифора. Уже тогда Димас и Ермоген предстают ложными учениками, которые посоветовали жениху Фёклы Тамирису оклеветать Павла, сказав, что он совращает народ и разлучает жён с мужьями и невест с женихами. Впоследствии Димас и Ермоген, оставив Павла в заточении, распространяли слухи, будто бы Павел был арестован за совращение народа. При этом Димасу и Ермогену приписывалась проповедь аллегорического учения о воскресении, которое проявляется «в детях, которых мы имеем, и мы восстановлены через то, что пришли в познание истинного Бога». Это лжеучение упоминается апостолом Павлом во втором Послании к Тимофею, однако его апологетами названы Именей и Филит (2 Тим. 2:17). Если предположить, что Димас разошёлся с апостолом Павлом в вопросе о воскресении, то исследователям становится ясно, почему он направился именно в Фессалонику, к христианской общине которой было адресовано послание на эту тему (1 Фес. 4:13–18). По их мнению, несмотря на древность «Деяний Павла и Фёклы» (конец II в.) в сравнении с византийскими каталогами 70 апостолов, приводимый в них рассказ о Димасе и Ермогене может основываться не на самостоятельном устном предании, которое не нашло отражения в новозаветных текстах, а на вольной интерпретации второго Послания к Тимофею, встроенной в контекст легенды о св. Фёкле. Об этом говорит сходство «Деяний...» с 2 Тим. в изложении учения о воскресении и упоминании рядом с Димасом другого отступника – Ермогена. Димас – пример верующих, в которых любовь к миру «...заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22), а его история учит христиан сохранять веру в опасностях и трудах.



 
PR-CY.ru