Словарь по христианству Д ДИМАС

ДИМАС

ДИМАС – ученик апостола Павла, впоследствии от него отступивший (Кол. 4:14; 2 Тим. 4:10). Димас был вместе с апостолом Павлом, как полагают исследователи, во время первого заключения апостола в Риме в 60–61 гг. Димас упомянут вместе со спутниками Павла (Флм. 24) – Аристархом, Марком, племянником Варнавы, Епафрасом и Лукой (ср.: Кол. 4:10–14), с которыми был обращён из язычников (Кол. 4:11). В обоих посланиях имя Димаса стоит рядом с именем Луки, но в разном порядке, что может указывать на особую духовную близость Димаса с Лукой. Оба послания направлены в Колоссы: первое – местной христианской общине, второе – частному лицу, жителю этого города Филимону, однако на связь Димаса с этим городом контекст посланий не указывает. Несколько иначе Димас представлен во втором Послании к Тимофею, которое, согласно церковной традиции, составлено Павлом во время второго заточения в Риме незадолго до мученической кончины. В этом послании апостол, говоря, что все ученики, кроме апостола Луки, оставили его, сообщает, что Димас, «возлюбив нынешний век», ушёл в Фессалонику (2 Тим. 4:10). Других учеников, оставивших его (Крискента и Тита), апостол Павел не обвиняет в любви к «нынешнему веку», что характеризует поступок Димаса как отступничество. Предположение некоторых современных комментаторов, что Димас оставил Павла и направился в Фессалонику из-за корыстных побуждений, основано на буквальной интерпретации 2 Тим. 4:10 и представляется исследователям маловероятным. И далее апостол Павел просит, чтобы тем, кто оставили его при первом допросе, это не вменилось в вину (2 Тим. 4:16). Контекст 2 Тим. 4 выдержан в эсхатологическом ключе: Павел говорит о «венце правды», уготованном не только ему, но и всем «возлюбившим явление Его», т.е. Христа (2 Тим. 4:8). Окончание стиха 8 противопоставлено началу стиха 10, где говорится о Димасе. Из этого контекста исследователи делают вывод, что причина отступничества Димаса носила религиозный характер, а не была обусловлена практической заинтересованностью в каких-либо делах в Фессалонике. В раннехристианской традиции существует две версии отступничества Димаса: согласно одной – он впал в ересь, разойдясь с апостолом Павлом во взглядах на воскресение, согласно другой – полностью отступил от христианства.

 



 
PR-CY.ru