ДИМИТРИЙ

ДИМИТРИЙ – имена двух лиц, упомянутых в Новом Завете. 1. Димитрий был учеником апостола Иоанна Богослова – стих из третьего послания Иоанна (Ин. 12 – «О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно» – аллюзия на Втор. 19:15, где говорится об истинности свидетельства трёх свидетелей). Попытка ряда исследователей отождествить его с учеником апостола Павла Димасом (чьё имя может рассматриваться как краткая форма имени Димитрий) или с Димитрием Серебряником (Деян. 19:24) другим исследователям представляется маловероятной. В послании не говорится о том, что Димитрий был церковным служителем или занимал видное положение в христианской общине. Исследователи полагают, что Димитрий был лицом, которому было поручено доставить послание Гаию, поэтому апостол Иоанн и свидетельствовал о нём. В составленных в IV в. «Апостольских постановлениях» сообщается, что Димитрий был поставлен апостолом Иоанном во епископа Филадельфии. Имя Димитрия встречается после имени Гаия, который отождествляется с учеником апостола Павла – Гаием Дервянином (Деян. 20:4), первым епископом Пергама. 2. Димитрий Серебряник, мастер серебряных дел из Эфеса, поднявший волнение в народе против проповеди апостола Павла (Деян. 19:23–40). Согласно Деян. 19:24, Димитрий Серебряник изготовлял серебряные изображения храма Артемиды Эфесской (в синодальном переводе: «серебряные храмы Aртемиды») – как полагают исследователи, это были небольшие кивории (подобия храма). В речи, обращённой к народу, Димитрий Серебряник прибегал к замечаниям религиозного характера, предостерегая о возможном упадке храма Артемиды и ниспровержении «величия богини, которую почитает вся Асия и вселенная» (Деян. 19:27), но, по мнению исследователей, в основе его выступления лежали, прежде всего, корыстные мотивы, т.к. от производства и продажи серебряных изображений зависело благосостояние храмовых мастеров. Как полагают исследователи, слова Димитрия Серебряника об опасности проповеди апостола Павла для почитания Артемиды Эфесской являются преувеличением. Современные экзегеты видели в сообщении об успехе проповеди апостола Павла в Эфесе и по всей Асии доказательство недостоверности всего рассказа о волнении, поднятом Димитрием Серебряником среди язычников. Исследователи полагают, что Димитрий Серебряник был руководителем артели при храме Артемиды. Именно Димитрий Серебряник собрал коллег, выступив с речью против апостола Павла, который «своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:26). Речь Димитрия Серебряника вызвала воодушевление у язычников, которые произвели смятение в городе, после чего апостол Павел покинул Эфес (Деян. 20:1). Впоследствии апостол Павел вспоминал об этом мятеже как о скорби, бывшей в Асии, когда он не надеялся даже остаться в живых (2 Кор. 1:8). Предположение о том, что Димитрий Серебряник впоследствии обратился в христианство и стал одним из ревностных членов общины в Эфесе во главе с Иоанном Богословом (3 Ин. 12), не находит обоснования в церковном Предании. В настоящее время исследователям неизвестно о находках серебряных изображений храма Артемиды, сохранились лишь их терракотовые аналоги. Вероятно, это были не точные объёмные модели храма, а отлитые пластины с отчеканенным на них стилизованным портиком храма с изображением статуи Артемиды внутри. Подобные изображения широко распространены на монетах из Эфеса и других городов эллинистического Востока, а также на позднеантичных геммах и медальонах. Некоторые из них стали языческими святынями, например, ксоанон из Фокеи, копия с которого, увезённая колонистами в Массилию (современный Марсель, Франция) в Южную Галлии, являлась предметом поклонения.

 
PR-CY.ru