ДИМИТРИЙ - Страница 2

Впоследствии, как полагают исследователи, в первой половине XVII в., над его могилой была устроена деревянная часовня с гробницей. В часовне были две иконы преподобного: на гробнице и рядом с ней. Погост Цилибская Гора известен со второй половины XV в.: он назван в трёх жалованных грамотах великого князя Ивана III Васильевича (1482/ 1483, 1484/1485 и 1490 гг.). Однако свидетельств существования здесь монастыря нет ни в этот период, ни в более позднее время. По мнению исследователей, пустынь была очень небольшой и, возможно, прекратила существование вскоре после смерти основателя (в справочнике Василия Васильевича Зверинского названы настоятели Цилибинской пустыни в конце XVII – начале XVIII вв., однако упомянутые монахи были настоятелями Михаило-Архангельского монастыря в Яренске). В описаниях XVI–XVII вв. на погосте Цилибская Гора упоминается церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а рядом, на городище (бывший городок Вожемский), – церковь во имя архангела Михаила. В сотной с писцовых книг И.Г. Огарёва и подьячего Ф. Юрьева 1585/1586 г. записано: «А в церквах образы, и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и клепало на колокольнице – всё церковное строенье мирское». В писцовой книге 1678 г. описан «погост Цылибская Гора, а на погосте у церкви Рождества Христова поп Василей Федотов… Да на погосте ж 5 изб». Деревянная шатровая Михаило-Архангельская церковь, существовавшая в 1646 г. на Вожемском городище, в описании 1678 г. не упоминается, как полагают исследователи, к тому времени она сгорела. В 1712 г. Рождественский храм в селе Цилибском сгорел, на его месте на средства купца П.А. Осколкова был построен каменный двухэтажный храм с нижней тёплой церковью в честь Рождества Христова и верхней холодной – во имя архангела Михаила и прочих Сил бесплотных, храм был освящён в 1714 г. Часовня над местом погребения Димитрия находилась неподалёку от него. В 1934 г. храм был закрыт, часовню увезли и приспособили под клуб, около 1950 г. она сгорела. Память о Димитрии чтилась местными жителями, которые сберегли могилу святого. В 1968 г. в собрание музея Андрея Рублёва поступило шесть икон из деревни Цилиба Ленского района Архангельской области, в том числе «Рождество Христово», первая половина XVII в. (возможно, храмовый образ), «Сошествие во ад», XVII в., «Святитель Стефан Пермский, с Деисусом и святыми», 1717 г., и др. С 1999 г. на Цилибу совершаются паломнические поездки из Яренска, на могиле Димитрия служатся молебны. Краткое предписание об изображении Димитрия содержится в иконописном подлиннике последней трети XVII в. (Российская национальная библиотека) в списке Вологодских чудотворцев без указания дня памяти: «Сед, брада Сергиева, власы просты». На иконах Спаса Вседержителя с Собором Вологодских святых (известны со второй половины XVII в.) образ Димитрия не встречается (более десяти икон из собрания Вологодского музея-заповедника).



 
PR-CY.ru