Словарь по христианству Д ДИМИТРИЙ, Вознесенский Николай Фёдорович

ДИМИТРИЙ, Вознесенский Николай Фёдорович

ДИМИТРИЙ, Вознесенский Николай Фёдорович (1871–1947 гг.) – архиепископ Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог. Отец митрополита Филарета (Вознесенского). Родился в многодетной мещанской семье, рано осиротел, детство прошло в бедности. После окончания в 1893 г. Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. Выпущен из академии в 1897 г. В конце того же года представил кандидатское сочинение «Происхождение и первоначальная оценка беспоповщины», за которое 3 февраля 1898 г. ему было присвоено звание кандидата богословия. 23 июля 1898 г. Н.Ф. Вознесенский был определён преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Курскую духовную семинарию, устраивал со старообрядцами диспуты и собеседования, на которые приглашал учеников. Одновременно преподавал русскую историю в Курской женской гимназии. С августа 1898 г. по август 1902 г. – противораскольничий миссионер по Курскому и Обоянскому уездам. 15 октября 1902 г. назначен заведующим общежитием своекоштных воспитанников при Курской духовной семинарии. Коллежский асессор (1903 г.). С 1 сентября 1903 г. уволен от духовно-училищной службы согласно прошению. С этого же времени в течение двух лет преподавал русский язык и историю в Сумском кадетском корпусе. В декабре 1903 г. был командирован в Санкт-Петербург на первый Съезд преподавателей военных учебных заведений, где выступил с докладом «О значении теории словесности и её месте в курсе кадетских корпусов». 26 июня 1905 г. Харьковским архиепископом Арсением (Брянцевым) рукоположён во иерея к Иоанно-Усекновенской кладбищенской церкви в Харькове. 27 марта 1906 г. перемещён к Стратилатовской церкви при харьковской Александровской больнице. Преподавал Закон Божий в первом харьковском реальном училище (с 1905 г.), частном училище Буракова и частной гимназии Давиденко (с 1906 г.), втором харьковском реальном училище (с 1907 г.). Обобщил опыт своих духовно-педагогических трудов в брошюре «Как преобразовать наши духовные училища и семинарии?: (Со стороны учебных курсов)», опубликованной в 1906 г. 18 августа 1909 г. переведён в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при Градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года – законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресвятой Богородицы; основано в 1886 г. епископом Гурием (Буртасовским), епархиальный цензор проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Министерства народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910 г.), редактором «Благовещенских епархиальных ведомостей» (февраль 1911 г. – январь 1912 г.), делопроизводителем Благовещенского отдела Императорского Православного Палестинского общества и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915 г.). В феврале 1910 г. организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры и христианской жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Леонида Андреева “Анатэма” с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был.

 



 
PR-CY.ru