ДИОН КАССИЙ КОКЦЕЯН

ДИОН КАССИЙ КОКЦЕЯН, Коккеян (около 155 – 235 гг.) – греческий историк. Сын римского сенатора Кассия Апрониана, который при императоре Марке Аврелии (161–180 гг.) занимал посты наместника Далмации, затем Киликии. По материнской линии Дион Кассий Кокцеян – внук греческого оратора и философа Диона Хризостома (Златоуста). Получив на родине хорошее образование, Дион Кассий Кокцеян приехал в Рим и при императоре Коммоде (180–192 гг.) был уже сенатором. Время от времени выступал в судах в качестве адвоката. Написав книгу «О снах и предзнаменованиях», Дион Кассий Кокцеян послал её будущему императору Септимию Северу, который ответил ему милостивым письмом. В 194 г., в начале правления Септимия Севера, Дион Кассий Кокцеян стал претором. В последние годы II в. приступил к написанию «Римской истории» в 80 книгах, на что у него ушло 22 года: десять лет он собирал материал и 12 лет писал грандиозное сочинение, начав его с прибытия Энея в Италию. Дион Кассий Кокцеян уверял, что писать историю его побудило божество, явившееся ему во сне. После претуры он не получил продвижения по службе, отошёл от дел и до смерти Септимия Севера (211 г.) жил то в Риме, то в Капуе. При императоре Каракалле (211–217 гг.) состоял в императорской свите. В правление императоров Макрина (217–218 гг.) и Элагабала (218–222 гг.) исполнял должность наместника в Пергаме и Смирне. Затем из-за болезни вернулся в родную Никею. На годы правления императора Александра Севера (222–235 гг.) приходится резкий взлёт карьеры Диона Кассия Кокцеяна: он дважды становился консулом – в 222 и 229 гг., был назначен проконсулом Африки, а затем легатом в Далмации и Верхней Паннонии. В 229 г. старый и больной Дион Кассий Кокцеян получил от Александра Севера позволение выйти в отставку и вернуться в Никею. Там он писал продолжение «Римской истории», которую завершил событиями 229 г. Единственное, сохранившееся во фрагментах и пересказах нескольких позднейших авторов сочинение Диона Кассия Кокцеяна «Римская история» написана по-гречески. История была разделена на восемь декад. Сохранились полностью или с незначительными пропусками книги 36–60 (события 68 г. до н.э. – 46 г. н.э.), 78 и 79 (события 217–220 гг. н.э.). Книги 1–21 и 44–80 дошли до нас в эпитоме Иоанна Зонары (XII в.); книги 36–80 – в эпитоме Иоанна Ксифилина (XI в.). Кроме того, некоторые фрагменты сохранились в «Истории» Петра Патрикия (V в.), в «Мириобиблионе» Константинопольского патриарха Фотия (IX в.), в различных энциклопедических трактатах византийского императора Константина VII Багрянородного (X в.), в работах Максима Плануда (XIV в.) и др.

 



 
PR-CY.ru