ДЕМОКРИТ - Страница 5

Ссылки на Демокрита исследователи встречают у составителей подробных обзоров философских источников – Климента Александрийского, Немесия Эмесского, Евсевия Кесарийского, Феодорита Кирского, сохранивших ряд цитат из его сочинений, а также у критиков языческой философии. Наиболее резко отзывался о Демокрите Лактанций (III в.), который критиковал его за отрицание провидения, за учение о возникновении человеческого рода из земли «наподобие червячков» и др., называл его учение «пустословием» и «глупостью». В некоторых полемических контекстах адекватный образ Демокрита и его учение могут быть восстановлены лишь после историко-философской критики текста. Так, у Августина Блаженного в сочинении «Послание к Диоскору» критикуется представление Демокрита о богах как материальных телесных истечениях, а также учение об образах, однако он безосновательно приписывает Демокриту мнение о бестелесности души; он находит различие между Демокритом и Эпикуром в том, что первый признавал наличие «некоей животной и духовной силы» в сочетании атомов, а второй считал единственным началом вещей сами атомы. Исидор Севильский считал Демокрита «магом», опираясь, очевидно, на богатую псевдодемокритовскую (алхимическую, магическую, техническую и медицинскую) литературу, возникшую в период со II в. до н.э. по V в. н.э. Первые образцы этой литературы были известны уже Плинию Старшему, в «Естественной истории» он представил Демокрита «усерднейшим после Пифагора учеником магов». Вместе с тем, поскольку демокритовская школа, в отличие от эпикурейской, была для христианских авторов не современным, а, скорее, «книжным» противником, их отношение к Демокриту в целом более снисходительно, чем к Эпикуру. Это объясняется и более осторожными высказываниями Демокрита о религии (он признавал не только существование богов, но и их вмешательство в жизнь людей, оправданность обращения к ним в молитве, предсказание будущего, толкование снов), а также отсутствием у него учения о том, что телесное удовольствие является благом. Данте в «Божественной Комедии» помещает Демокрита в первом круге ада, называя его «тот, кто мир случайным полагает, философ знаменитый Демокрит» (Эпикур находится гораздо глубже, в шестом круге). Есть ссылки на Демокрита в древнерусском сборнике назидательных изречений «Пчела», который часто оказывался источником различной, в том числе и философской, информации. Некоторые изречения приобрели литературную историю. Так, из «Пчелы» Ростовский  архиепископ Вассиан I (Рыло) процитировал Демокрита в «Послании на Угру» (1480 г.) к великому князю Ивану III Васильевичу: «И слыши, что глаголет Димокрит, философом первый: князю подобает имети ко всем временным ум, а на супостаты крепости, и мужество, и храбрость, а к своей дружине любовь и привет сладок» (ср.: и его древнерусский перевод из «Пчелы»: «Князю подобает имети к временным ума, на супостаты крепость, а к дружине любовь»). Опираясь на послание архиепископа Вассиана, Новгородский  архиепископ Пимен (Чёрный) в 1563 г. использует в послании к царю Ивану IV Васильевичу Грозному то же изречение, сознательно изменяя текст Демокрита: «...А к своим боярам и воеводам и ко всему христолюбивому своему воинству милость и любовный привет».



 
PR-CY.ru