ДЕМОКРИТ - Страница 4

Этика Демокрита – продолжение его атомистической физики: подобно атому, который есть полное и самодостаточное бытие, человек также является самодостаточным бытием, тем более счастливым, чем более замкнутым на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит использовал несколько терминов: «благодушие» (эвтюмия), «благосостояние», «бесстрашие», «невозмутимость» (атараксия); использовал также и традиционные термины «гармония» и «размеренность». Центральное понятие его этики – «эвтюмия», которой была посвящена отдельная книга. Учение об эвтюмии связано с критикой Демокритом традиционной религии и верований в судьбу. Неологизмы подчёркивали его отказ от устойчивого мнения, что счастье даровано либо богами, либо удачным случаем; в результате сам принцип счастья приобретал не внешнюю, а внутреннюю обусловленность. Значение термина «эвтюмия», прежде всего, связано с понятием меры и самоограничения по отношению к телесным удовольствиям: «Эвтюмия возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием человек умеет радоваться тому, что имеет, не завидуя чужому богатству и славе; он стремится к справедливым и законным делам, отчего «и во сне и наяву» радостен, уравновешен и поистине здоров; он трудится в меру сил («всякий труд приятнее бездеятельности, если знаешь, ради чего трудишься»), однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и общественных делах». Отчётливый мотив радости, передаваемый термином «благосостояние», не означает отождествления эвтюмии и удовольствия: «Эвтюмия не тождественна удовольствию, как ошибочно полагают некоторые; она есть такое состояние, при котором душа спокойна и неколебима, не терзается никакими страхами, суевериями или прочими переживаниями». Основная часть сохранившихся фрагментов Демокрита относится именно к этике, но в настоящем виде эти тексты являются результатом долгого процесса составления и редактирования, так что исследователям неясно, насколько близко каждое высказывание передаёт слова самого Демокрита. Исследователи признают, что собрание моральных наставлений у Стобея содержит, в основном, аутентичный материал Демокрита, хотя оно помещено под именем «Демократ». Это яркие образцы афористической моралистики, пользовавшиеся устойчивой популярностью на протяжении веков: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем после»; «Любящие порицать неспособны к дружбе»; «Быть верным долгу в несчастье – великое дело» и т.д., всего около 480 кратких изречений. Атомизм в целом, являясь материалистическим, механистическим и антирелигиозным учением, был предметом критики уже для основных философских школ Античности – платоновской, перипатетической и стоической. Основные аргументы этой полемики перешли в сочинения христианских авторов. Обычно Демокрит упоминается в ряду других атомистов вместе с Левкиппом, Эпикуром, Лукрецием.

 



 
PR-CY.ru