ДУРЫЛИН Сергей Николаевич - Страница 4

Смерть матери 11 ноября 1914 г. на фоне начавшейся войны стала для С.Н. Дурылина потрясением. Через несколько дней после похорон, а также предположительно в январе 1915 г. он ездил в Оптину пустынь в состоянии, близком к нервному истощению, просил у старца Анатолия благословения поступить в монастырь. Старец (со слов жены С.Н. Дурылина Ирины Алексеевны Комиссаровой-Дурылиной) ответил: «Носи монастырь в сердце своём, а время покажет, в какой монастырь тебе идти». В июле 1915 г. С.Н. Дурылин писал: «Я был на пороге двух аскетизмов: в юности рационалистического, интеллигентского, теперь стою на пороге полумонашеского... И я знаю, что должен стоять, – постояв, переступить этот порог и уйти... А во мне борется что-то, я люблю молодость, красоту, вот это самое тело». После возвращения из Оптиной пустыни в 1916 г. в статье «Начальник тишины» (1916 г.) С.Н. Дурылин цитировал слова Н.В. Гоголя об Оптиной и продолжал от себя: «Да, быть в Оптиной, – быть в ней всегда, когда пишешь, учишься, работаешь, страдаешь, умираешь далеко от неё...». К этому времени С.Н. Дурылин был духовным сыном старца Анатолия. Начиная с 1915 г. собирал материалы по истории Оптиной и её старчества, особенно интересовался личностью иеросхимонаха Амвросия (Гренкова). Письменные источники дополнял беседами с насельниками монастыря, бывшим Уфимским  епископом Михеем (Алексеевым), схиигуменом Феодосием (Поморцевым) и др. Февральскую революцию 1917 г. С.Н. Дурылин встретил с воодушевлением. После восстановления патриаршества надеялся на духовное возрождение церкви. Писал статьи для религиозного журнала «Возрождение». В 1917 г. отправился в свою последнюю поездку по Северу, в том же году побывал в Оптиной пустыни. В начале марта 1918 г. получил приглашение участвовать вместе со священником П.А. Флоренским, М.А. Новосёловым и Сергеем Павловичем Мансуровым в разработке программы пастырских училищ, которые должны были заменить духовные семинарии. Тесно общался с Василием Васильевичем Розановым, Олсуфьевыми, Мансуровыми, М.А. Новосёловым. Присутствовал на заседаниях Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, готовил к изданию опись лавры XVII в. В апреле 1919 г. С.Н. Дурылин прочитал в Даниловом монастыре цикл лекций об иконе для слушателей богословских курсов, был намечен план семинара об Оптиной пустыни. В Москве пытался убедить власти сохранить Оптину пустынь хотя бы как музей. В 1920 г. вступил во Всероссийский союз писателей. В марте 1918 г. перенёс тяжёлую операцию, в мае-июне жил в Оптиной пустыни, затем в Сергиевском посаде, по благословению старца Анатолия исполнял «полумонашеский обиход» (молитвы, церковные службы, чтение Евангелия, Апостола). Переписывался со старцем (сохранилось 13 писем старца к С.Н. Дурылину за 1917–1919 гг.), посещал Оптину летом 1919 г. дважды и во время Великого поста 1921 г. Вёл дневник «Троицкие записки».

 



 
PR-CY.ru