ДУРЫЛИН Сергей Николаевич - Страница 3

В 1911–1913 гг. С.Н. Дурылин сблизился с добролюбовцами Петром Прокофьевчем Картушиным и Николаем Григорьевичем Сутковым – сторонниками учения Александра Михайловича Добролюбова о «невидимой Церкви», о прямом, без обрядов и таинств, общении с Богом. «Китежскую ночь» с 22 на 23 июня 1912 г. провёл на озере Светлояр. Итогом его размышлений явилась книга «Церковь невидимого града: Сказание о граде Китеже». С.Н. Дурылин не стал добролюбовцем, но интерес к их учению не терял. В 1913–1915 гг. совершал поездки по старообрядческим местам Заволжья и Калужской губернии. В 1913–1914 гг. участвовал в издании на средства П.П. Картушина книг «Цветочки святого Франциска Ассизского» (написал вступительную статью), «Дао дэ цзин» («Тао-те кинг»; составил примечания) и др. Предполагалось издать Житие Серафима Саровского, написанное С.Н. Дурылиным. Остался незавершённым предпринятый им перевод с латыни «Зерцала совершенства» («Speculum perfectionis»). С осени 1912 г. по июнь 1918 г. был секретарём Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва. Вошёл в круг религиозных философов, друзей Владимира Сергеевича Соловьёва, среди которых были князь Евгений Николаевич Трубецкой, Сергей Николаевич Булгаков, священник Павел Александрович Флоренский, Владимир Францевич Эрн. С.Н. Дурылин разделял учение В.С. Соловьёва о Вселенской Церкви, но полагал, что тот уделил мало внимания «невидимой Церкви». В декабре 1913 г. выступил на заседании общества с докладом «Н.С. Лесков: Опыт характеристики личности и религиозного творчества». Начал работу над книгой о Николе Семёновиче Лескове для серии «Русские мыслители» издательства «Путь». Замыслил её в трёх частях: личность, творчество, религия, из которых успел закончить первую. В 1915 г. на закрытом заседании общества прочёл доклад «Град Софии: Царьград и святая София в русской народном религиозном сознании». Рассматривая собор Святой Софии как образ Вселенской Софии, говорил, что рано или поздно Константинополь должен перейти к России, а Москва – стать Третьим Римом во главе всех православных народов. С С.Н. Дурылиным не согласились граф Юрий Александрович Олсуфьев, С.Н. Булгаков, Михаил Александрович Новосёлов, Владимир Александрович Кожевников, Вячеслав Иванович Иванов. В 1916 г. С.Н. Дурылин начал заниматься творчеством Константина Николаевича Леонтьева, изучал его философию истории, религиозные взгляды; считал, что восточные повести ставят его в ряд с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчевым; собирал материалы для книги о К.Н. Леонтьеве. В октябре 1918 г. по завещанию священника Иосифа Фуделя, с которым С.Н. Дурылин был близок, получил все права на издание произведений К.Н. Леонтьева и его архив. С.Н. Дурылин был членом Братства святителей Московских, «Кружка ищущих христианского просвещения». В мае 1913 г., на Пасху, с матерью, Анастасией Васильевной Дурылиной (урождённой Кутановой), впервые посетил Оптину пустынь, исповедовался у иеросхимонаха Анатолия (Потапова). После возвращения написал, что в Оптиной молитва «кажется короче» и легче произносятся слова «смирения, простоты и беспомощности»; это «место, куда можно прийти плакать о себе и о всём мире, где мне... вспомнилось и помянулось молитвенно все дорогое и милое... и всё, что верилось и желалось вокруг России».

 



 
PR-CY.ru