Словарь по христианству Д ДУРЫЛИН Сергей Николаевич

ДУРЫЛИН Сергей Николаевич

ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886–1954 гг.) – священник, поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк литературы и театра, археолог, этнограф. Родился в семье купца первой гильдии, по матери предположительно принадлежал к роду князей Дашковых. Детство провёл в городской купеческой усадьбе, летом вместе с семьёй ездил на богомолье в Тихонову калужскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь, Троице-Сергиеву лавру, Угрешский во имя Николая Чудотворца монастырь. В 1897–1904 гг. обучался в четвёртой московской мужской гимназии. Летом 1900 г., проживая близ Рыбинска, записывал народные песни, зарисовывал старинную утварь. Первая публикация – стихотворение «Памяти В.А. Жуковского», изданное в 1902 г. в «Московских ведомостях». Весной 1903 г. вошёл в кружок земского врача Андрея Степановича Буткевича, знакомого со Львом Николаевичем Толстым. Листовки революционно-народнического толка, получаемые А.С. Буткевичем из-за границы, воспринимались С.Н. Дурылиным с энтузиазмом, в А.С. Буткевиче он видел учителя жизни. С.Н. Дурылин приобщился к революционным идеям и отошёл от веры в Бога. Досрочно вышел из гимназии, заявив, что постыдно пользоваться привилегиями, которые даёт образование, и что само образование он считает ложным и вредным. В 1903–1905 гг. каждое лето жил близ Рязани, «входя» в народную жизнь. В 1904–1907 гг. неоднократно подвергался обыскам, трижды был арестован, сидел в тюрьме в Москве. Тогда же С.Н. Дурылин осознал, что его призвание – литература, поэзия. Написал сборник стихов «Первые песни». В 1905 г. (по другим данным, в 1904 г.) принят в штат издательства «Посредник», был занят подготовкой материалов для народного журнала. Начал собирать свой архив. Поражение декабрьского вооружённого восстания 1905 г. в Москве пережил как личную трагедию. Летом 1906 г. предпринял первую поездку на Север – в Олонецкую губернию, в Архангельск, на Соловки. После возвращения, узнав о гибели своего друга, члена боевой дружины М.К. Языкова, погрузился в глубокий духовный кризис. В дневнике называл период 1906–1909 гг. «годами моей погибели». «В 907 г. я всё время думал о самоубийстве», – писал он. В письме к А.С. Буткевичу в ответ на его призыв «дело делать» обвинил старшее поколение в том, что оно «натаскивает» молодёжь на революционную деятельность, не дав ей времени выработать свою философию жизни. Человеку, считал он, даны и иные устремления – «к высшему познанию мира, Вселенной, Бога, красоты мира, предвечных тайн бытия». Осенью 1907 г. редактор «Посредника» Иван Иванович Горбунов-Посадов (Горбунов) пригласил С.Н. Дурылина работать в создаваемый им журнал «Свободное воспитание». В том же году вышла первая книга С.Н. Дурылина «В школьной тюрьме: Исповедь ученика» (М., 1907 г.). В журнале он вёл рубрику «Из книги и жизни», собирал и обобщал опыт школ, работающих по принципу свободного воспитания. Параллельно вёл частную педагогическую практику. В 1913 г. С.Н. Дурылин выступил с открытым письмом к редактору журнала с призывом противопоставить постулату Жан-Жака Руссо («воспитывай, не воспитывая») воспитание в христианском нравственном законе. В июле 1908 г. побывал в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре, был потрясён силой веры монахов.

 



 
PR-CY.ru