ДИОНИСИЙ ГРЕК, Ивирит, Святогорец - Страница 5

Общение двух деятелей не прекратилось и после 1667 г., о чём свидетельствует обнаруженное Борисом Львовичем Фонкичем собственноручное письмо Дионисия Грека Паисию, посланное из Бухареста 11 апреля 1670 г., в котором Дионисий Грек сообщает, что после возвращения из Москвы в Молдо-Влахию он встретился с недавно избранным Иерусалимским патриархом Досифеем, который интересовался решениями по делу Никона. Дионисий Грек представил патриарху «некоторые копии решений блаженнейших патриархов и имевшего там место священного Собора – и относительно Никона, и по другим вопросам. Исследователи полагают, что в обязанности Дионисия Грека на Соборе входило копирование документов и перевод их на греческий язык для последующего распространения на православном Востоке. Наиболее значительным сочинением Дионисия Грека является «История России», составленная, судя по его указанию, в 1668 г. В отличие от ранее упомянутых его сочинений «История России» сохранилась только на греческом языке. В настоящее время известно семь списков сочинения, относящихся ко второй половине XVII – XVIII вв. Целью создания «Истории России», по мнению исследователей, было «стремление рассказать греческому миру о стране, с которой так долго и тесно был связан православный Восток». Произведение Дионисия Грека является сжатым изложением русской истории, основанным на неконкретизированных «славянских книгах», о чём Дионисий Грек упоминает в заглавии своего труда. О. Александропулу показала, что в основу повествования Дионисий Грек положил «Книгу степенную царского родословия» и Русский хронограф третьей редакции 1620 г. «История...» разделена на 17 частей (титулов), каждая из которых содержит по несколько статей. Сочинение начинается с рассказа о князе Рюрике, основании Киева, убиении князя Игоря, крещении равноапостольной княгини Ольги в Константинополе, составлении славянской азбуки и др. Заканчивается «История России» рассказом об избрании царя Михаила Фёдоровича, даются характеристика его правления и краткое сообщение о воцарении Алексея Михайловича. В 1669 г. братия Иверского монастыря попросила Дионисия Грека вернуться на Афон. Перед отъездом Дионисий Грек подал царю челобитную, в которой перечислил свои заслуги и попросил вознаграждения. Ответом царя стало не личное пожалование Дионисию Греку, а официальная передача афонскому Иверскому монастырю Никольского монастыря, зафиксированная в жалованной грамоте, хранящейся в настоящее время в афонском Иверском монастыре (копия второй половины XVII в.). О последнем периоде жизни Дионисия Грека известно немного. Кроме румынских документов важным источником является уже цитированное письмо Дионисия Грека Паисию Лигариду, в котором сообщается, что после отъезда из Москвы, по мнению исследователей, в августе 1669 г., около полугода Дионисий Грек жил в Яссах, затем в Бухаресте задержался из-за суровой зимы. Весной 1671 г. он должен был отправиться на Афон, но обстоятельства задержали его в Валахии, т.к. последующие сведения о нём связаны с Бухарестом. 23 июня 1671 г. он впервые упоминается в документах как игумен монастыря Святой Троицы, являвшегося с 1613 г. метохом афонского Иверского монастыря. Дионисий Грек управлял данной обителью до июня 1672 г., когда он был хиротонисан во митрополита Унгро-Влахии. Вскоре архиерей скончался.



 
PR-CY.ru