Словарь по христианству Д ДОНАТЕЛЛО

ДОНАТЕЛЛО

ДОНАТЕЛЛО, Донато ди Никколо ди Бетто Барди (около 1386 – 1466 гг.) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета, новатор искусства своего времени. Родился во Флоренции, был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. Неизвестно у кого он учился, но, как полагают исследователи, начал трудиться в мастерских, ведущих работы над украшением Собора Санта Мария дель Фьоре. Тогда он сблизился с Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.), с которым его связывала дальнейшая близкая дружба. В 1404–1407 гг. Донателло работал помощником в мастерской Лоренцо Гиберти (1378–1455 гг.), принимая участие в выполнении северных дверей баптистерия Собора. Созданная Донателло мраморная скульптура Давида (1408–1409 гг., Национальный музей, Флоренция) показывает юношу в момент победы над Голиафом. Хотя в трактовке образа автор опирается на античные традиции, но ещё прослеживается довольно сильное влияние средневекового готического искусства. В 1416 г. статуя была куплена синьорией, в XVIII в. оказалась в Уффици, а в конце XIX в. – в Национальном музее. В 1412 г. Донателло был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В 1411–1412 гг. создаёт мраморную статую св. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле, исполненную для одной из наружных ниш церкви. Это – первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он использовал так называемый хиазм, который знали скульпторы античных времён, но который был забыт в эпоху Средневековья. Хиазм – это постановка тела, при которой вся его тяжесть приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Перед нами предстаёт мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Евангелист Иоанн, покровитель цеха шерстяников – одна из скульптур Донателло, созданная им для украшения фасада Собора Санта Мария дель Фьоре (1412–1415 гг., Музей собора, Флоренция). Если в эпоху Средневековья скульптуры представляли собой бестелесные образы, то Донателло делает их реалистичными, земными. Сидящий апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими руками. В скульптуре св. Георгий (1415–1417 гг., Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создаёт образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя, идеал сильной личности. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твёрдой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста. В его напряжённом взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. В последующее десятилетие Донателло работает над статуями пророков (1415–1436 гг.) для Кампанилы (колокольни) Собора Санта Мария дель Фьоре, которые были установлены в её нишах. Пророк Иеремия (1427–1426 гг., Музей собора, Флоренция), пророк Аввакум (1427–1435 гг., Музей собора, Флоренция) поражают неповторимостью образа, силой драматизма, монументальным величием и экспрессией.

 



 
PR-CY.ru