ДЕНИ ДИДРО - Страница 3

Недоброжелатели Дени Дидро поспешили обвинить его в плагиате, и пьеса имела во Франции скромный успех, зато вторая пьеса Дени Дидро, «Отец семейства» («Le Père de famille»), вошла в репертуар «Комеди-Франсез». Сочинения, в которых он изложил своё понимание театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы имели значительный резонанс, особенно за пределами Франции. Через Жан-Жака Руссо Дени Дидро познакомился с немецким литератором Фридрихом Мельхиором Гриммом, который издавал рукописный журнал «Корреспонданс литерер», знакомивший королевских особ с культурной жизнью Парижа. Начиная с 1759 г. Дени Дидро освещал в нём устраиваемые раз в два года выставки живописи в Лувре – «Салоны» («Salons»). Готовя эти статьи, он посещал мастерские знаменитых французских художников. Его пространные «обозрения» по форме часто представляли собой сюжетные повествования или философские фантазии, охватывающие самые разные темы. Из этих и других сочинений Дени Дидро возникает продуманная и ясная система эстетических взглядов, тесно связанная с его этическими концепциями. Эта связь хорошо видна на примере «Парадокса об актёре» («Paradoxe sur le comédien»). Сочинение было начато как отзыв о книге, посвящённой английскому актёру Дэвиду Гаррику, но приобрело форму диалога об искусстве и актёрской игре. Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся многими актерами, оно затрагивало и более широкую тему, так как Дени Дидро обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой ценой – одарённые талантом люди становятся бесчувственными чудовищами. В середине 1760 гг., когда работа над «Энциклопедией» почти закончилась, Дени Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Его друг и работодатель Ф.М. Гримм, благодаря «Корреспонданс литерер» хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Царица согласилась, поставив условием, что Дидро останется хранителем библиотеки и её личным библиотекарем. Дени Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 г. он отправился в Санкт-Петербург, где был принят с особыми почестями. В нескольких трактатах, написанных для Екатерины II в эту пору и позднее, Дени Дидро пытался (без заметного успеха) разъяснить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости, написал замечания на проект «Наказа». Путешествие подорвало его здоровье, однако Дени Дидро ещё несколько лет отдавал много сил литературным проектам. Приготовил обширный материал для своего друга Гийома Томаса Франсуа Рейналя, писавшего «Историю обеих Индий» («Histoire de deux Indes»), с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал обширное «Эссе о Сенеке» («Essai sur Sénèque»), где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощённое лицемерие (в рукописи остался законченный большой трактат по физиологии). В феврале 1774 г. его разбил удар, и 31 июля того же года Дени Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. В Петербург была перевезена и библиотека Дени Дидро, купленная императрицей ещё в 1765 г.

 



 
PR-CY.ru