ДИРК БОУТС - Страница 2

Более драматичными и по сюжету, и по исполнению являются триптих «Снятие с креста» (Гранада, собор) и картины «Пьета» (Париж, Лувр) и «Положение во гроб» (Лондон, Национальная галерея). Все эти произведения свидетельствуют о близком знакомстве художника с великими творениями Рогира ван дер Вейдена, у которого Боутс заимствовал композиционную схему, удлинённые формы и некоторую патетику. Другие картины мастера следуют урокам ван Эйка, например, «Богоматерь с Младенцем» (Лондон, Национальная галерея); полуфигура Богоматери представлена здесь на фоне шёлковой драпировки, рядом с окном, открывающимся в тщательно выписанный пейзаж, – формула, ставшая очень популярной. Аналогичное решение характерно для таких композиций, как «Коронование Марии» (Вена, Собрание Академии художеств), «Мученичество св. Ипполита» (Брюгге, церковь Спасителя), «Неопалимая купина» (Филадельфия, Музей искусства) и особенно «Ессе Agnus Dei» (Мюнхен, частное собрание). Исследователи упоминают и две алтарные створки «Рай» и «Ад» (Лилль, Музей изящных искусств) и «Алтарь жизни Марии» (Мадрид, Прадо), считающийся первым из известных произведений Боутса. Многие другие картины, приписываемые Боутсу, находятся в частных и государственных собраниях в Германии («Взятие под стражу», «Воскресение», Мюнхен, Старая пинакотека), США, Великобритании, Нидерландах. Существуют многочисленные реплики с картин Боутса, одни повторяют композицию «Богоматери с Младенцем» (Лондон, Национальная галерея), другие воспроизводят формулу диптиха с полуфигурами Христа, увенчанного терновым венцом, и молящейся Марии. Эти реплики свидетельствуют об успехе, которым Боутс пользовался при жизни. Искусство Боутса предельно реалистично и полно скрытого драматизма: даже трагическим сюжетам художник придаёт облик внешнего бесстрастия. С особенной силой это раскрывается в самом значительном произведении Боутса – алтаре «Таинство Святого Причастия» (1464–1467 гг.). В изображении Тайной вечери и символически связанных с ней сцен исследователей поражает ясность в построении пространства центральной композиции, пластичная выразительность фигур и глубокое поэтическое чувство. «Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом» – произведение зрелого периода творчества мастера, но в нём отразились достоинства и недостатки Боутса. В работе точно в соответствии с перспективным сокращением выстроены диагонали – балдахин над троном Мадонны, само кресло трона, его подиум, шашечки пола. Все они сходятся в одной точке в центре картины. Неподвижно и прямо восседает на троне Дева Мария. Тип Её лица напоминает образы Рогира ван дер Вейдена. Но Мадонна у Боутса спокойна и задумчива, она как бы преодолела душевную напряжённость. Одной рукой Она касается книги, которую держит св. Пётр, а другой придерживает Младенца, тянущего ручки к цветку гвоздики в руках св. Павла.

 



 
PR-CY.ru