ДЖУЛИО РОМАНО

ДЖУЛИО РОМАНО (1499–1546 гг.) – единственный из крупных архитекторов Возрождения, любимый ученик и помощник Рафаэля как в станковой живописи, так и в росписях; был его учеником и в архитектуре. Родился в Риме и вырос среди античных развалин. Не удивительно, что могучие формы древних сооружений и руин очень рано появились в архитектурных фонах его фресок (начиная с первых тематических росписей в лоджиях Ватикана) и не исчезли из его живописи до конца жизни. Поступил в мастерскую Рафаэля в 10-летнем возрасте и был в числе его помощников в период росписи виллы Фарнезина, ватиканских лоджий и станцы дель Инчендио. Четвёртая станца, так называемый зал Константина, выполнена им и другими учениками после смерти мастера. В то же время (1520–1522 гг.) он вместе с Джованни да Удине продолжал строительство и отделку помещений виллы Мадама. В Риме Джулио Романо построил два палаццо: Альберини (1523 г.) и Маккарани (1535 г.), помещения у площади св. Петра для начальника папской канцелярии Жиберти, виллу на Яникуле для Балтазара Турини из Пешии (в XVIII в. перешедшую к кардиналу Ланте и по его имени получившую своё название). С 1524 г. и до смерти Джулио Романо работал в Мантуе, где в 1526 г. назначен смотрителем всех сооружений герцогов Гонзага, а затем получил должность «смотрителя улиц» города. Он строил и расписывал (вместе с помощниками) палаццо дель Те (1526–1534 гг.) и ряд помещений в герцогском замке (1536–1539 гг.). Джулио Романо возвёл палаццо ди Джустиция, двое ворот в герцогском замке и большой двор, так называемый Кавалерицца (1538–1539 гг.). Кроме того, перестроил церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (1539 г.) и мантуанский собор (1544 г.), а также выстроил собственный дом (около 1544 г.). Работу в области архитектуры Джулио Романо начал строительством виллы Мадама, которое он вёл в соответствии с эскизами учителя до 1522 г., когда работы были приостановлены. Но судить об архитектурном мастерстве и направлении Джулио Романо в тот период исследователи могут на основании лишь двух палаццо – Альберини (позднее принадлежал Чиччапорчи) и Маккарани, очень похожих друг на друга. На очень простом, крупно рустованном первом этаже палаццо возвышаются два других; стена их расчленена плоскими углублёнными прямоугольными рамками (типа филёнок). Мощная рустовка стены, приземистые формы основных окон первого этажа, несомненно, восходят к Браманте. Но своеобразная безордерная обработка верхних этажей, целиком строящаяся на углублённом рельефе, – нововведение молодого мастера. Балтазар Кастильоне, известный гуманист, который был близким другом Рафаэля, уговорил Джулио Романо перебраться в Мантую на службу к герцогу Федериго Гонзага.

 



 
PR-CY.ru