ДЖЕНТИЛЕ да Фабриано

ДЖЕНТИЛЕ да Фабриано, настоящее имя Джентиле ди Никколо Масси (около 1370 – 1427 гг.) – итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408–1412 гг.), Брешии (1414–1418 гг.), Флоренции (1422–1425 гг.), Орвието (1425 г.), Сиене (1425–1426 гг.), Риме (1427 г.). В 1422 г. вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью; известны преимущественно его станковые работы. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли. Крупнейший мастер итальянской поздней готики, он пользовался при жизни, несмотря на появление в середине 1420 гг. Мазаччо, репутацией первого художника Италии и не утратил её даже в середине XV в., в том числе и в гуманистических кругах. Так, в 1456 г. гуманист Бартоломео Фацио включил в свои жизнеописания великих современников только двух итальянских живописцев – Джентиле да Фабриано и Пизанелло. Творческое формирование Джентиле да Фабриано связано с художественной средой Северной Италии рубежа XIV–XV вв., с господствовавшими здесь традициями поздней готики. В то же время эти традиции получают у него новое осмысление. Уже в ранних работах – «Мадонне со св. Николаем, св. Маргаритой и донатором» (около 1395 г., Берлин, Государственные музеи), полиптихе из Валле Ромита (около 1400 г., Милан, галерея Брера) – несколько отвлечённая миловидность персонажей и такие характерные для поздней готики мотивы, как усыпанный цветами зелёный луг, соединяются со сдержанностью, просветлённым спокойствием. Художник предпочитает широкие, плавные линии, сообщает своим персонажам величавую осанку; о пристальности натурных наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Сдержанность, спокойствие, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях – «Мадонне с Младенцем и ангелами» (около 1415 г., Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Мадонне с Младенцем» (около 1420 г., Пиза, Национальный музей), разрозненном полиптихе Кваратези (1425 г., Флоренция, галерея Уффици; Лондон, Букингемский дворец, другие собрания) и единственной сохранившейся фреске «Мадонна на троне» (1425 г., Орвието, собор). Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь «Поклонение волхвов», написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы (1423 г., Флоренция, галерея Уффици; пределла Принесение во храм – Париж, Лувр).

 



 
PR-CY.ru