ДЖАКОПОНЕ да Тоди - Страница 8

И вот Он (Христос) – милостивый, во плоти человека явился на свет, испытал столько унижений и мучений ради спасения души человеческой, названной его невестой. Ради любви к ней, чистой и всеобъемлющей, принял Он муки и смерть на кресте, чтобы вернуть душу в царствие небесное, в царствие вечное: «Я в тебя влюблён, о невеста, которую так я люблю; я так страстно жажду породниться с тобой. Любовь меня связала, и я попался как на крючок… Я мало прошу у тебя и много дарю, и не могу простить себе: за тебя хочу я умереть; …потому что ты меня не одарила, но я хочу принести тебе жертву, отдать мою кровь с болью на кресте». Христос, приносящий себя с радостью в жертву. Христос, страдающий от того, что душа, небесная невеста, покинула Его, но готовый простить её и принять снова. Джакопоне пишет в своих лаудах о праведной жизни Христа. Пришедший на землю в облике человека, прожив жизнь земную, не поддавшись при этом искушениям дьявола, соблюдая заповеди, проповедуя истину, смирение, покаяние, любовь к ближнему своему, призывая человека обратить все свои усилия на достижения вечной жизни и прожить достойно жизнь земную – вот земная жизнь Христа, неоспоримый пример праведной жизни: «О жизнь Христа, ты зеркало истины: моя жизнь в его свете кажется деформированной!» В свете жизни Христа всё предстаёт в своей подлинной ценности, и открывается вся греховность человека. Исторические события в религиозной жизни того времени не могли не найти отражения в произведениях Джакопоне. Церковные устои, стяжательства католических иерархов, раздача папами выгодных должностей своим родственникам, покупки и продажи церковных должностей, жажда материального благополучия и власти, прикрытие аскезой и уставами – вот объект недовольства Джакопоне и многих его современников. В лауде «Иисус Христос жалуется на римскую церковь» («Iesu Cristo se lamenta de la Ecclesia romana») перед нами предстаёт Христос, скорбящий о состоянии римской церкви, о её продажности, о её неблагодарности, которой она отплатила Спасителю за его любовь: «Видите мою боль, чем я теперь стал! Лживые клерикалы разрушили меня и умертвили, плод всей моей работы уничтожен: мне это принесло большую боль, чем смерть». Образ Христа Джакопоне представляет с определённым намерением. Из библейских легенд он упоминает только о рождении Христа и о Его смерти на кресте во спасение всего человечества. В остальных произведениях фигура Христа является всего лишь средством для выражения размышлений и идей самого автора, который вкладывает в уста Христа наставления, поучения и указания того, как достичь Бога и раствориться в Нём. В жалобах Христа о плачевном состоянии современной автору церкви слышится отчаяние самого Джакопоне, который, для предания весомости своим словам, произносит их устами Христа, придавая им смысл высшей истины. Своему предшественнику, основателю францисканского ордена, поэту, святому, канонизированному церковью в 1232 г., Джакопоне посвятил лауды «О Бедный Франциск, новый патриарх» («O Francesco povero, patriarca novello»), «О Франциск, возлюбленный Богом» («O Francesco da Deo amato»). В первой лауде Джакопоне находит символ, который позволяет выразить его видение Франциска: крест.

 



 
PR-CY.ru