ДЖАКОПОНЕ да Тоди - Страница 7

Наряду с подобными натуралистическими описаниями встречаются нежные слова, порой даже жеманные выражения, которые напоминают стиль куртуазной поэзии того времени. Естественно, Джакопоне не игнорировал её, ведь сам он учился в Болонье – колыбели этой поэзии. Но совпадения здесь совершенно случайны. В те моменты, когда Джакопоне писал эту лауду, его душа была наполнена крайней нежностью, познать которую дано лишь таким, как сам поэт. Эта нежность, выражается в горестном плаче Богоматери: «Сын мой бело-розовый, сын несравненный, сын, к кому я прибегну? Сын, ты покинул меня! Сын мой белый и светловолосый, сын мой с весёлым лицом, сын, почему же мир, сын, так тобой пренебрег?» Эти строки принадлежат к одним из лучших у Джакопоне. Глубина горя и недоумения Богоматери, вспоминающей младенчество своего сына и связанные с ним обетования, описана со щемящей простотой и пронзительной силой. Число действующих лиц этой лауды непривычно велико, вместо обычных двух персонажей здесь их четверо: Нунций, Богоматерь, Иисус Христос и толпа, требующая распятия. Роль каждого из них значима в структуре этой драматизированной лауды. Поэт упоминает практически обо всех событиях в жизни Девы Марии: от Благой вести и Её избрании Богом в качестве матери Сына Божия до самого трагического события – распятия Иисуса Христа. Во всех этих сценах Мария предстаёт перед читателем в широте красок и чувств, охватывающих Джакопоне. Ликование и радость, наполняющая сердце каждой матери, от рождения сына; милость и сострадание к грешным людям, приходящим к ней за помощью; горечь, страдание матери, потерявшей сына. Всё это Джакопоне смог воплотить в образе Марии. Христос – это «лилия человечества», обладающая «совершенным ароматом»; эта истина, которую стремится познать поэт, эта вечная благодать, несоизмеримая ни с чем. Ему воздаёт Джакопоне свои лауды, Его прославляет, к Нему прислушивается и следует за Ним к вечной жизни. В лауде «O novo canto, c’hai morto el pianto» поэт со всей присущей ему страстной любовью воздаёт хвалу рождению Христа, которой прийдет в мир по пророчествам, для того, чтобы спасти людей от грехов, чтобы спасти их души от пороков: «Слава Всевышнему Богу и миру на земле, потому что закончена война и всякое зло; восхваляйте же и благословляйте Христа обожаемого!» Ликование Джакопоне не знает границ, оно беспредельно. Он опьянён им, и призывает всякого порадоваться пришедшему спасению, которое сможет возродить людские души, погрязшие во грехе. Покаяние – вот путь, который приведёт к Божественной благодати, к Христу, к вечной любви и благодати: «…Приходите петь, вы приглашены, призваны Богом, прославлять царство небесное, которое даёт радость жаждущему сердцу». В лауде «Любви, что пришла к во плоти, чтобы отдать нам себя» («A l’amor ch’e venuto en carne a noi se dare») Джакопоне продолжает мистическую традицию, заложенную ещё в Песне Песней, о душе – невесте Христа. Это – диалог души с Христом. Душа спрашивает Христа о том, что сподвигло его пойти на такие страшные жертвы, что было тому причиной: «Трон из чистого золота, из ослепительных жемчужин, такая блестящая корона, зачем же Ты её оставил? Орден херувимов, серафимов таких пылких, это прославленный двор, зачем же Ты покинул? Двор столь прославленный из подобных слуг и ангелов и из любви к братьям, почему оставляешь, Господи?»

 



 
PR-CY.ru