ДЖАКОПОНЕ да Тоди - Страница 5

Он обращается к Ней с непосредственностью и настойчивостью человека, твёрдого в своей вере и преисполненного сознания своей любви. Основной образ некоторых лауд второго периода Джакопоне – Дева Мария. Таких лауд немного, и основная их тема – восхваление Божьей Матери, обращение к Ней за помощью, просьбы о духовном исцелении. В лауде «О Деве Марии и грешнике» («De la beata Vergine Maria e del peccatore») грешник обращается к Деве Марии с просьбой излечить его душу. В Богоматери видит он союзника, который сможет ему помочь, сможет спасти его душу, охваченную недугами, грешную душу. Цену, которую он должен был бы заплатить, заплатил за него Сын Божий, Сын Девы Марии – Христос. Теперь только Дева Мария направит грешника на путь истинный. В лауде «О Святой Деве Марии» («De la beata Vergine Maria») речь идёт о канонизации Девы Марии, Матери Божьей, о Её невинности, Благовещении, о непорочном зачатии Христа, о божественной и человеческой природе Христа, о чудесном рождении, о материнстве Девы Марии и о человечности Христа. Джакопоне, у которого исследователи находят много общего с идеями катаров (представителями одного из еретических движений этого периода, для которых мир представлял собой вечное проклятие, мучение и рабство) в отрицании мира, заложенном ещё францисканцами, следуя св. Франциску Ассизскому, вновь восстанавливает, согласно законам человеческой перспективы и глубоко человеческого видения мира, ценность природы, святую и божественную в своём плодородии. Во многих лаудах этого периода слышатся чувства отцовства, которых ему по злому року так и не удалось познать в реальной жизни. Однако в своей поэзии Джакопоне, как никто другой, смог выразить отеческую нежность, ликование, вызванное рождением сына: «О Дева, ты больше, чем просто женщина, святая Мария блаженная! Более, чем просто женщина, говорю: каждый рождается врагом; объясняю по Писанию: ты родилась святой». Религиозное чувство помогает Джакопоне тонко угадывать радости и прелести материнской любви: «О Мария, что ты почувствовала, когда его увидела? Как ты не умерла, не задохнулась от любви? Как ты не умерла, когда созерцала его, ты созерцала Бога во плоти?» Ему так удалось описать Марию, что видный историк искусства Виктор Никитич Лазарев был вынужден признать: «Чтобы найти аналогию этому описанию «рождества Христова» в живописи, надо перенестись в XV век. Лишь Кваттроченто, да, пожалуй, в мадоннах Амброджо Лоренцетти найдём мы ту жанровость в трактовке религиозной темы, которая для Якопоне, поэта XIII века, была основой почти всех его песнопений и гимнов». На фоне лауд, посвящённых Деве Марии исследователи выделяют одну, известную под названием «Плач Мадонны о страстях сына Иисуса Христа» («Pianto de la Madonna de la passione del figliolo Iesu Cristo») или «Госпожа Рая» («Donna de paradiso»). Тема страданий Богоматери на Голгофе не была новой для итальянской религиозной поэзии: известен «Плач» анонимного сиенского автора XIII в., в умбрских лаудариях встречаются «Жалобы Богоматери». Но Джакопоне выходит за рамки простого описания евангельского эпизода, его лауда перерастает в торжественное воспроизведение событий, развернувшихся на Голгофе.

 



 
PR-CY.ru