ДЖАКОМО БАРОЦЦИ де Виньола - Страница 4

Так, сочетание базиликального и центрического типов церковного здания приобрело у Джакомо Бароцци де Виньолы новую силу и смысл. Сильнейшим архитектурно-выразительным средством здесь становится свет. Равномерное освещение нефа через полукруглые окна над капеллами перебивается перед самым средокрестием, и эта теневая пауза подчёркивает интенсивность света, падающего сквозь фонарь и окна купола. Свет вносит в композицию храма (а вместе с тем и в богослужение) подлинно сценический драматизм. Другим важнейшим средством формирования архитектурного образа церкви является крупная масштабность как её интерьера, так и фасада. Впечатление от церкви, эффектно раскрывающейся в угловом ракурсе, растёт по мере приближения к ней, но только поднимаясь по широкой лестнице, зритель воспринимает в полной мере огромные размеры импозантного и строгого, словно чеканного, фасада, который по грандиозности вполне отвечает интерьеру, а по своей сдержанности является разительным контрастом к великолепию внутреннего (более позднего) убранства. Фасад в своих основных чертах определён Джакомо Бароцци де Виньолой, но при его осуществлении Джакомо делла Порта сделал ряд изменений в духе последней четверти XVI в., усилив монолитную целостность композиции. Двухъярусный ордерный фасад главного храма иезуитов с его волютами, объединяющими боковые нефы с центром, стал прототипом для множества католических церквей нового времени. Развитие этой композиции церковного фасада исследователи видят в маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г.) В этой же связи они упоминают церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Джулио Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье архитектора Джованни Тристано из Феррары (1515–1574 гг.), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи. В наследии Джакомо Бароцци де Виньолы особое место занимают его фонтаны. Чрезвычайно разнообразные по замыслу и форме, нередко тонко противопоставляющие строго тектоническую композицию динамике льющейся воды, они всегда удачно расположены на площади или перекрёстке и по-новому выявляют значение традиционного общественного водоёма в южном городке (фонтан в Витербо, в Баньяйе и др.). В своих интересно задуманных и тщательно разработанных композициях Джакомо Бароцци де Виньола раскрывается как тонкий и взыскательный, но вместе с тем противоречивый мастер. Его творчество во многом ещё близко классическим принципам Возрождения, но изысканная, порой суховатая, элегантность или величавая импозантность его произведений отчётливо отражает вкусы его аристократических заказчиков и дух иного времени, а многие композиционные приёмы мастера получили широкое распространение лишь значительно позднее. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Джакомо Бароцци де Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе.



 
PR-CY.ru