ДЖАКОМО БАРОЦЦИ де Виньола - Страница 3

В результате многолетних работ (строительство, начатое Виньолой в 1559 г., продолжалось до самой его смерти) была создана уже не крепость, а великолепная загородная резиденция римского магната. Выстроенный на склоне высокого холма замок Капрарола как нельзя лучше связывается с ландшафтом и раскрывающимися чуть не до самого Рима широкими горизонтами. Элементы крепостной архитектуры ещё ясно сказываются в нижних частях здания. Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка к изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку. Грузность основного объёма умеряется ярким сочетанием серого камня и красного кирпича и тонкой ордерной обработкой верхних этажей. Пятигранная форма, подчёркивающая объёмность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. В то же время центрическая композиция как бы утверждает господствующее положение замка над окружающей местностью. За мощными стенами скрывается величественный круглый двор. В первых двух очень высоких этажах он окружён арочными обходами, куда имеют выходы все парадные помещения дворца. В третьем ярусе, где над обходами устроена открытая галерея, расположены помещения для многочисленной челяди в один этаж с внутренней стороны и в два этажа снаружи, благодаря чему коридор между двумя рядами помещений получает естественное освещение. В одном из углов пятигранника расположена великолепная витая лестница-пандус, задуманная, как полагают, ещё Франческо Пачотто – одним из предшественников Джакомо Бароцци де Виньолы, но выполненная Виньолой. Она ведёт лишь до второго этажа, выше поднимаются узкие винтовые лестницы в толще стен по внутренним углам пятигранника. Помимо виллы папы Юлия и садов Капраролы Джакомо Бароцци де Виньолой были разбиты сады Фарнезе на Палатине, в Риме (не сохранились) и построена вилла Ланте в Баньяйе – произведения, оказавшие заметное влияние на композицию загородных резиденций. Примыкающая к более позднему зданию иезуитской коллегии церковь Иль Джезу в Риме была создана Джакомо Бароцци де Виньолой в соответствии с чётко сформулированными требованиями нового монашеского ордена – иезуитов. Джакомо Бароцци де Виньола исходил из композиции церкви Сант Андреа в Мантуе и, может быть, из неосуществлённых планов Микеланджело, незадолго до своей смерти взявшегося за разработку проекта главного храма ордена. Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом.

 



 
PR-CY.ru