ДЖАКОМО БАРОЦЦИ де Виньола

ДЖАКОМО БАРОЦЦИ де Виньола (1507–1573 гг.) – последний крупный мастер эпохи Возрождения в Риме. Родился в местечке Виньола близ Модены. Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. С 1530 г. работал в Риме, выполнял живописные заказы, был помощником Перуцци на строительстве Бельведера в Ватикане, помогал ему комментировать Витрувия и обмерять римские древности. В 1540 г. стал секретарём римской Витрувианской академии. С 1541 по 1543 гг. вместе с художником Приматиччо делал бронзовые копии и слепки античных скульптур для дворца в Фонтенбло во Франции. После возвращения в Италию Джакомо Бароцци де Виньола работал сначала в Болонье и её окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г.), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, как полагают исследователи, ряд дворцов. В 1546 г. возвратился в Рим, где выполнил ряд построек для папы Юлия III и рода Фарнезе: строительство виллы Юлия III и церкви Сант Андреа на виа Фламиния, лестниц и портиков у палаццо Сенаторов на Капитолии. Джакомо Бароцци де Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559–1564 гг.), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе. С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г.). В 1552–1554 гг. Джакомо Бароцци де Виньола сотрудничал на строительстве собора св. Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г.). Построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г.), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на озере Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта). Проектировал крепость в Норчии (1554 г.), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г.), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме. Последняя крупная работа мастера – проект церкви для Эскориала (не сохранился). Главная теоретическая работа (трактат «О пяти ордерах архитектуры») впервые издана в Риме в 1562 г. Его глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Джакомо Бароцци де Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой. Он сделал важный шаг в разработке новых типов сооружений – виллы, предназначенной для отдыха и развлечений, загородного замка-дворца и нового типа церковного здания. Новые вкусы отразились у него и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы); эти черты, казалось бы, связывают Джакомо Бароцци де Виньолу с течением маньеризма, к которому, всё же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя.

 



 
PR-CY.ru