ДОМЕНИКО ФЕТТИ

ДОМЕНИКО ФЕТТИ (около 1588 – 1623 гг.) – итальянский живописец. Доменико Фетти справедливо считают истинным наследником традиций венецианского колоризма, он был создателем особой «венецианской версии голландского жанра», был по рождению римлянином. О раннем периоде творчества этого художника сохранилось мало документальных свидетельств. Исследователям известно, что он был учеником Лодовико Чиголи, приехавшего в Рим в 1604 г. Однако хотя контакт с флорентийским живописцем и архитектором, представлявшим течение позднего маньеризма, продолжался до 1613 г., он почти не оставил следа в ранних работах молодого мастера. Зато у исследователей не вызывает сомнений, что в Риме Фетти испытал влияние если не самого Караваджо, то таких его последователей, как Орацио Борджиани или Карло Сарачени, ценивших красоту венецианской живописи; изучал необычные для итальянцев небольшие по размеру произведения немца Адама Эльсхеймера, по мнению исследователей, способствовавшие зарождению у Фетти интереса к народному жанру. Он был захвачен могучей силой живописного дарования Рубенса чей колорит, сочный, свежий, прозрачный, во многом изменил характер римской палитры молодого художника. Все эти впечатления органично претворились в раннем произведении Фетти, картине «Товий и ангел» из Дрезденской галереи. В 1613 г. Фетти уезжает в Мантую, где по рекомендации Чиголи становится придворным художником герцога Фердинандо Гонзага, большого ценителя искусства и страстного коллекционера. В богатом мантуанском собрании картин Фетти вновь соприкасается с чувственным гением Рубенса, однако с этого времени его сердце художника навеки отдано великим мастерам венецианской живописи – Тициану, Тинторетто, Веронезе. По роду своей деятельности в Мантуе Фетти приходилось исполнять много официальных заказов. Но кроме отдельных портретов созданные им в эти годы в Мантуе большие алтари и декоративные ансамбли в мантуанском дворце исследователи не могут отнести к удачам художника. Его дарованию была чужда монументальность, но вместе с тем именно большие работы впервые «расковали» его кисть живописца, раскрыли богатейшие возможности его живописной фактуры, помогли понять эмоциональную роль колорита. Наряду с официальными поручениями в эти же годы Фетти начинает писать картины, больше всего отвечающие его художественному темпераменту, – небольшие полотна кабинетного формата на мифологические и библейские темы, в которых приметы реального быта соединены с элементами поэтической сказки («Бегство в Египет», «Смерть Леандра» – Вена, Музей истории искусств; «Исцеление Товита», Ленинград, Государственный Эрмитаж).

 



 
PR-CY.ru