Словарь по христианству Д ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО

ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО

ДОМЕНИКО ВЕНЕЦИАНО, полное имя Доменико ди Бартоломео (около 1410 – 1461 гг.) – итальянский живописец. Выходец из Венеции. Согласно документам, в 1437–1438 гг. работал в Перудже; источники говорят о выполненных здесь фресках палаццо Бальони (не сохранились). С 1439 г. жил и работал преимущественно во Флоренции. С 1439 по 1445 гг. документы фиксируют его работу над фресками церкви Сант Эджидио во Флоренции (не сохранились). В 1454 г. работал в Перудже над росписями палаццо деи Приори (не сохранились). Творческое наследие Доменико Венециано сохранилось фрагментарно и плохо документировано. С его именем исследователи с уверенностью связывают немногим более десяти работ. Неясными для них остаются некоторые вопросы его творческого формирования, особенно возможность первоначального ученичества в Северной Италии. Некоторые связи с североитальянским искусством прослеживаются только в двух ранних полотнах Мадонна с Младенцем (около 1432 – 1437 гг., Сеттиньяно, вилла Татти; около 1437 – 1439гг., Бухарест, Музей искусств), отчасти в Поклонении волхвов (около 1439 – 1441 гг., Берлин, Государственные музеи). Дошедшие до нас работы флорентийского периода – Алтарь Св. Лючии (около 1445 – 1447 гг., Флоренция, галерея Уффици) с шестью пределлами, ныне хранящимися в музеях Европы и США, и фреска Иоанн Креститель и Франциск Ассизский (около 1450 – 1453 гг., Флоренция, музей Санта Кроче) – свидетельствуют о том, что решающим для его творческого формирования было тесное соприкосновение с художественной жизнью Флоренции, традициями Мазаччо, работами фра Анджелико, фра Филиппо Липпи, скульптурой Донателло. Восприняв у флорентийцев тяготение к большой форме, рациональной упорядоченности композиции, чёткой организации пространства, он внёс в стилистику флорентийской живописи гармоническую ясность мироощущения, холодноватое спокойствие, чувство соразмерности и единства различных по характеру мотивов. Наиболее полно это получило выражение в самой значительной из его работ – Алтаре Св. Лючии, где Доменико Венециано находит не только ставшую классической для XV в. формулу композиции, изображающей Мадонну на троне со святыми, но и естественное, гармоническое единство архитектурной декорации с её богатством и стройностью форм, резкой, почти патетической натурности облика Франциска Ассизского, Иоанна Крестителя и св. Николая и нежности, чистоты облика Мадонны и св. Лючии. Столь же естественно и гармонично сочетание в одной из пределл алтаря (Иоанн Креститель в пустыне, около 1445 – 1447 гг., Вашингтон, Национальная галерея) антикизированного облика святого, изображённого вразрез с традициями в виде прекрасного обнажённого юноши, и условных каменистых, с острыми гранями, горок. По мнению исследователей, знакомый с работами нидерландских мастеров, Доменико Венециано обогатил итальянскую живопись новой трактовкой света, заполняющего пространственную среду, объединяющего своей серебристостью лёгкие, чистые краски. Доменико Венециано открыл и самостоятельную эстетическую роль наполненной светом пространственной среды (пределла Благовещение, около 1445 – 1447 гг., Кембридж, Музей Фитцуильям). Значительное влияние художник оказал на формирование творческого облика своего ученика и помощника Пьеро делла Франческа.

 
PR-CY.ru