ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО - Страница 2

Другой работой, напоминающей своей композицией из архитектурных и скульптурных форм гробницу Марсуппини, стала мраморная дарохранительница в одной из часовен церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Здесь резец Дезидерио обрабатывает камень с ещё большей вычурностью, тонкостью и разнообразием. Архитектурные детали сплошь покрыты нежным лиственным орнаментом. Поражает многообразие рельефа – от самого плоского до почти свободно стоящей статуи. Помимо чисто художественных достоинств композиция Дезидерио обладала глубоким символическим религиозным содержанием. Особым достижением раннеренессансной скульптуры стали новые методы работы над рельефом: известный ещё с древних времён, в руках итальянских ваятелей он становится предметом новаторских поисков, толчком для которых было бурное развитие живописи и открытие математической перспективы. Рельеф делают разнообъёмным, что даёт возможность вводить в композицию многоплановые сцены, строить по законам перспективы пространство и размещать в нём большое количество действующих лиц, словом, добиваться той достоверности изображения, которая могла бы соперничать с самой реальностью. Подобные рельефы, не в таком количестве и не так мастерски, как Донателло, делал и Дезидерио. Один из них представляет центральную часть дарохранительницы в Сан-Лоренцо. На нём виден прекрасно изображённый интерьер зала в классическом стиле, в противоположных дверях которого различимы фигуры молящихся ангелов. Игра света и тени на поверхности мрамора столь трепетна и неуловима, что создаётся впечатление внутреннего движения, пульсации жизни в самом камне. Среди других рельефов Дезидерио исследователи называют медальоны с головками херувимов на фасаде капеллы Пацци, идущие в виде фриза прямо над колоннадой. Здесь мастер проявил себя как умелый физиономист, создав ряд разных по мимике и настроению детских лиц. Раннеренессансная скульптура возродила портретный жанр, что было вызвано интересом к человеческой личности, её внутреннему миру. При этом исследователи отмечают, что мужские портреты, при всём стремлении мастера к героизации образа, с необыкновенной точностью передавали индивидуальные черты моделей. Женские и детские портреты, как у Дезидерио, более идеализированы, хотя и здесь сохранялось несомненное портретное сходство. Женские портреты работы Дезидерио навеяны не только античными образами. В них, несомненно, влияние раннеренессансной живописи – профильных портретов Пизанелло или знаменитого двойного портрета герцога Федериго да Монтефельтро с женой кисти Пьеро делла Франчески. Свидетельство тому тот факт, что Дезидерио создавал свои портреты без расчёта на круговой обход, а для восприятия с двух точек зрения – в фас и в профиль. Таковы женский портрет из Национального музея во Флоренции (1460–1464 гг.) или портрет Мариетты Строцци (после 1454 г.) из музея Верлин-Далем. Образ прелестной молодой женщины с неуловимым выражением лица (улыбка это или насмешка?) особенно привлекает в портрете из берлинского музея. Мрамор обработан с удивительным умением – переданы и трепетность нежной кожи, и фактура тканей, мелкие детали одежды и украшений. Всё это свидетельствует о большом мастерстве, изысканном вкусе скульптора. Недаром Джовання Санти (отец Рафаэля) в своей поэме называл Дезидерио «даровитым, нежным и прекрасным». Эти слова можно в полной мере отнести и к скульптурам Дезидерио, которые обрели достойное место в истории итальянской пластики.



 
PR-CY.ru