ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО

ДЕЗИДЕРИО ДА СЕТТИНЬЯНО (1428–1464 гг.) – один из самых утончённых скульпторов раннего итальянского Возрождения. Принадлежал ко второму поколению флорентийских мастеров, т.е. к тем, которые уже не были первооткрывателями нового искусства, но всячески развивали его методы и творческие принципы. У истоков ренессансной скульптуры стоит великий реформатор Донателло, преобразивший почти все виды пластики от рельефа до конного монумента. Он обновил сами основы скульптурного ремесла. Донателло возродил забытый ещё с античных времён хиазм – т.е. такую естественную постановку человеческой фигуры, когда основная тяжесть тела перенесена на одну ногу, плечо опущено, другая нога согнута, и соответствующее ему плечо поднято. Стремление к естественности привело Донателло к новой трактовке традиционных сюжетов, что тоже открыло для скульптуры необозримые пути развития. Все эти новшества Донателло были восприняты учениками и последователями. Среди них был и Дезидерио. Правда, он не учился непосредственно у Донателло, а проходил обучение, как полагают исследователи, в мастерской Бернарде Росселлино. Однако во всём творчестве Дезидерио ощущается несомненное влияние великого скульптора. Подобно многим скульпторам Возрождения он вышел из семьи каменщиков. Его отец был каменотёсом, как и многие жители Сеттиньяно – небольшого местечка около Флоренции. В 1453 г., уже выйдя из мастерской Росселлино, записался в цех флорентийских мраморщиков. В том же году начал работу над надгробием канцлера Флорентийской республики Карло Марсуппини. В эпоху раннего Возрождения скульптурное надгробие становится совершенно иным, нежели в Средние века. Оно приобретает более солидные размеры и призвано, в первую очередь, восхвалять достоинства и добродетели умершего. Соответственно этому идейным центром композиции становится фигура покойного. В оформлении надгробия умело сочетаются рельеф и свободно стоящая скульптура, а также архитектурный и орнаментальный декор. Сложная композиция даёт мастеру возможность использовать не только разнообразные техники, но и включить в образное решение различные символы и аллегории. Всё сказанное относится и к гробнице канцлера Марсуппини, которую Дезидерио поставил в церкви Санта Кроче. У противоположной стены церкви стояла гробница известного гуманиста и учёного Леонардо Вруни работы Бернарде Росселлино. Оба сооружения поразительно схожи. По мнению исследователей, Дезидерио специально поставил перед собой задачу повторения композиции своего учителя, но лишь в общих чертах. В деталях же гробницы отличаются друг от друга. Саркофаг, на котором возлежит тело умершего, покоится на подиуме, украшенном гирляндами и масками. Он фланкирован с двух сторон пилястрами; между ними перекинута полукруглая арка, декорированная гирляндами и аллегорическими фигурами. Внутри арки – рельеф с изображением Мадонны с Младенцем в медальоне, поддерживаемом ангелами. Такова композиция обеих гробниц. Однако по обилию декоративных мотивов и художественной отделке деталей Дезидерио превзошёл своего учителя. Рисунок архитектурных деталей также оказался у него более изысканным и утончённым в пропорциях. Вообще Дезидерио продемонстрировал в этой работе особое умение при обработке мрамора сохранять его живую поверхность, как бы светящуюся изнутри. Так работали античные ваятели, но лишь немногим скульпторам Возрождения удалось достичь подобных высот мастерства.

 



 
PR-CY.ru