Словарь по христианству Д ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ – общее название нескольких течений русского сектантства XVIII–XIX вв. Духовные христиане проповедовали идеи братства, отвергали церковные таинства и противопоставляли организации православной церкви общины единоверцев, выступали как поборники «Божественной духовной истины», которую они стремились очистить от «мертвящего обрядоверия». Они призывали доверяться не внешнему закону, а «внутреннему», воплощенному в «духе и истине разума и совести человека». Отрицая преклонение перед «кумирами», т.е. иконами, духовные христиане требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает Дух Божий. В общем проповедь духовных христиан походила на проповедь протестантов, что и обусловило их поглощение протестантизмом. В конце 1780 из духовных христиан выделились духоборы (духоборцы – от «борцы за дух» или вбирающие дух) и молокане (от названия реки Молочная или от того, что вкушали в пост молоко, или от идеи вкушения духовного молока). Основатели секты духоборов крестьяне Воронежской губернии Силуан Колесников и Илларион Побирохин. По другим сведениям, квакер иностранец, проживавший в селе Охочем Харьковской области. Духоборы, как и молокане, отвергали духовенство, монашество, храмы («человек – Храм Божий»), почитание икон («Живая икона – человек»). Молокане почитали Библию, духоборы противопоставили ей «внутреннее откровение», изложенное в «Животной книге» («Книга жизни»), которая есть собрание псалмов, сочинённых духоборами. Христос у духоборов – просто человек, в котором воплотился Божественный разум. Бог – «Мировая любовь». По их учению Бог «пребывает в роде праведных и воплощается в избранных людях» – «живых Богах и Богородицах», которые и стояли во главе секты. Руководители духоборов обладали неограниченной властью над своими приверженцами и передавали её по наследству. В первой половине XIX в. духоборы и молокане были переселены царской властью на юг России и в Закавказье. Гонения были вызваны, прежде всего, отказом духовных христиан от воинской службы, т.к. они понимают заповедь «не убий» буквально. Это же важная причина гонений на духовных христиан и в годы Советской власти. С 1891 г. началась толстовская пропаганда среди духоборов. В 1898 г. 7,5 тыс. духоборов эмигрировали в Канаду, где окончательно приняли толстовское учение. В Российской империи были часты случаи перехода духоборов в штундизм (баптизм). К 1917 г. в России насчитывалось около 20 тысяч духоборов и около 200 тысяч молокан (раньше, до перехода большинства молокан в баптизм их насчитывалось до 1 млн.). В конце 1890 гг. до 35 тыс. духоборов проживали в Оренбургской, Тамбовской областях, Средней Азии, на Кавказе и Дальнем Востоке. Некоторые общины имели регистрацию. Молокан 35 тыс. в Оренбургской, Тамбовской областях, на Кавказе и на Украине. В значительной степени они превратились в своеобразные этнические группы. Основатель секты молокан – Семён Матвеевич Уклеин, зять И. Побирохина, деревенский портной. Своё учение молокане называли «чистым духовным молоком». В представлениях молокан, в отличие от духоборов, отсутствует пантеистическое мировосприятие. Учение молокан – это теизм, освобождённый от церковно-канонических норм. Христианские таинства молокане толкуют «духовно», т.е. не совершают. Проповедуют спасение верой. Роль священнослужителей исполняют «старцы» (пресвитеры). Культ сводится к молитвенным собраниям, проповеди, песням. В 1840 гг. возникло эсхатологическое направление в молоканстве – прыгуны (максимисты). Секта основана крестьянином Тамбовской губернии Максимом Рудометкиным. Отсюда название максимисты. Во время радения прыгуны неистово прыгали, добиваясь «схождения духа», отсюда название. До начала 1890 гг. небольшие группы прыгунов имелись в Калифорнии, Армении, Азербайджане. В 1840–1850 гг. в Закавказье появились «водные молокане», а в конце XIX в. «молокане донского толка», которые совершали крещение и «трапезу Господню». В начале 1890 гг. почти все духовные христиане покинули Кавказ.

 
PR-CY.ru