ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 5

Большинство малых апокрифических Деяний апостолов было написано между IV и VII вв. в разных регионах христианского мира, преимущественно на Востоке. Благодаря ортодоксальному богословскому содержанию многие малые деяния дошли до нас в первоначальном виде (например, «Деяния Филиппа», «Деяния Петра и Павла», «Деяния Андрея и Матфия») и пользовались нередко большей популярностью, чем их старшие собратья, что доказывает количество сохранившихся рукописей. Впрочем, они также подвергались переработкам, в основном, в сердневизантийскую эпоху, как авторским (Никита Давид Пафлагон, Симеон Метафраст), так и анонимным. Наибольшим авторитетом апокрифические Деяния апостолов пользовались в ранней церкви (II–IV вв.). Об этом свидетельствует не только их распространение, но и включение некоторых из них в состав рукописей Нового Завета (например, «Мученичество Павла» входит в состав рукописи Chicago. Jesuit-Krauss-McCormick Lib. Gruber, IX–X вв.; «Жития апостолов» – в рукопись Taurin, XIII в.; в стихометрическом каталоге канонических книг из кодекса Claromontanus (VI в.) между «Пастырем» Ерма и «Апокалипсисом Петра» упоминаются «Деяния Павла» объёмом 3560 строк, что существенно больше объёма канонических Деяний святых апостолов). В каноне новозаветных книг Армянской церкви встречаются «Успение Иоанна» (список Григора Татеваци (1344? – 1409 гг.) – Матен. 1270, 1292, 1805, 1860) и «Мученичество Павла» (Матен. 1270, 1292). Однако уже достаточно рано апокрифические Деяния апостолов стали подвергаться критике как на Западе (Тертуллиан, Филастрий Брешианский, Августин Гиппонский, Еводий Узальский, Иннокентий I, Лев I, Туррибий Асторгский), так и на Востоке (Евсевий Кесарийский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Феодорит Кирский, Тимофей Константинопольский). Такая негативная реакция была порождена неортодоксальным богословием многих апокрифических Деяний апостолов и их использованием в различных сектах (например, у эвионитов, энкратитов, вардесанитов и присциллиан). В средневизантийскую традицию в оригинальном виде вошли лишь наименее богословски гетеродоксальные «Деяния Фомы» и большинство малых апокрифических Деяний апостолов, в то время как остальные тексты подверглись переделке в православном ключе: это, прежде всего, относится к «Деяниям Иоанна» и «Деяниям Андрея». В раннее Средневековье на Западе с канонической точки зрения апокрифические Деяния апостолов критиковал, в частности, Григорий Турский, который переписал для своей паствы «Деяния Андрея», удалив из текста все энкратические элементы. Основным вариантом апокрифических Деяний апостолов для Запада стал так называемый Корпус Псевдо-Авдия (конец VI в.). У нехалкидонитов апокрифические Деяния апостолов, напротив, сохранились в оригинальном виде и вошли в том числе в литургическую практику (в эфиопском Синаксаре, например, существуют три памяти, восходящие к «Деяниям Андрея и Матфия»). Впрочем, и малые апокрифические Деяния апостолов оказали влияние на Календарь православной и католической церквей (ср., например, празднование 16 ноября памяти св. Фульвиана, упоминаемом в «Мученичестве Матфея»).

 



 
PR-CY.ru