ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 3

В больших апокрифических Деяниях апостолов, как правило, рассказывается, что апостол переходил из города в город, благовествуя об Иисусе Христе, осуждая язычество и его мораль, обращая язычников в христианскую веру и совершая чудеса, пока в одном из мест не принимал мученическую кончину по приказу местного правителя (за исключением апостола Иоанна, который сам лёг во гроб и таинственно исчез из него). Действие сопровождается появлениями Христа в различных обликах: мальчика, ангела, старца, света, голоса и др. (так называемый полиморфизм теофаний). Сохранившийся в более или менее оригинальном виде текст «Деяний Фомы» позволяет исследователям определить литературный характер больших апокрифических Деяний апостолов и отнести их к разновидности позднеантичного романа и философской аретологии, из которых заимствовали множество мотивов (например, опасности на море, путешествие на край ойкумены, семейная драма) и композиционных приёмов (например, принцип «симметричной композиции»). Однако романную составляющую исследователи не переоценивают: все внешние действия и поступки героев являются некой материальной оболочкой духовных интенций, о чём свидетельствует увеличение доли текста, отведённой речам, в ущерб действию ближе к развязке апокрифических Деяний апостолов. Многие из таких «поучительных» эпизодов, например, полиморфические явления Христа или поощрения к расторжению браков, осуждались церковными писателями за еретический характер. Большие апокрифические Деяния апостолов, как полагают исследователи, испытали некоторое (в том числе жанровое) влияние канонических «Деяний святых апостолов», откуда были позаимствованы отдельные формальные элементы композиции, такие как рассказы о собрании апостолов в Иерусалиме перед отправлением на проповедь, о путешествии апостола по Средиземноморью и др., а также богословские установки (например, христоцентричность), но различий здесь больше, чем сходств. Апокрифические Деяния апостолов содержат крайне мало цитат и аллюзий на Священное Писание, учение, которое автор деяний влагает в уста того или иного апостола претендует на равный, если не на больший, авторитет, чем есть у канонического. Вскоре после создания больших апокрифических Деяний апостолов стали исправлять их богословское содержание, чтобы сохранить предание об апостоле, или стилистику текста. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений, сохранив первоначальный текст. Результатом такой переработки могли стать либо новое изложение, в котором опущены все «сложные» места (например, пересказ Григория Турского или «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора), либо сюжет, разделённый на части (например, Мученичества апостола Андрея) или радикально изменённый (так называемые Псевдо-Климентины). В IX–XI вв. отдельные крупные писатели (например, Никита Давид Пафлагон) создали «сглаженные» редакции больших апокрифических Деяний апостолов, некоторые редакции вошли в крупные собрания Минологиев (например, Симеона Метафраста). Епифанием Монахом (815–843 гг.) «Деяния Андрея» были переработаны в Житие согласно агиографическим канонам средневизантийской эпохи.

 



 
PR-CY.ru