ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 2

Современные исследователи, несмотря на наличие следов использования больших апокрифических Деяний апостолов в так называемой Манихейской Псалтири, ставят под вопрос бытование корпуса Левкия Харина у манихеев. Из-за отрицательного отношения церкви их оригинальный текст был во многом утрачен. Одним из последних, кто в середине IХ в. держал в руках это собрание больших апокрифических Деяний апостолов, был Константинопольский патриарх Фотий, который подверг их резкой критике. Сохранился единственный более или менее оригинальный текст «Деяний Фомы», вошедших в византийские Минологии; впрочем, и здесь для исследователей остаётся не разрешённым до конца вопрос о соотношении сирийской и греческой версий. Другие большие апокрифические Деяния апостолов восстанавливаются лишь частично по папирусным и рукописным фрагментам или выдержкам, по позднейшим переработкам или пересказам разных авторов, сохранявшим обычно основной сюжет, но не их богословское содержание. Так, например, «Деяния Андрея» реконструируются по пересказу начальной части «Книги о чудесах блаженного апостола Андрея» Григория Турского, по фрагменту из так называемой Laudatio (Похвалы) апостолу Андрею Никиты Давида Пафлагона, по Мученичествам апостола и, наконец, по отрывку из окончания оригинальных деяний. Отличаясь по происхождению, большие апокрифические Деяния апостолов не содержат единого богословского учения, общими для них являются, прежде всего, энкратическая направленность, связанная отчасти с эсхатологическими ожиданиями, и христианский извод неоплатонизма, противопоставляющий тело, «темницу души», «внутреннему человеку» и соответственно – плотское духовному. В XIX–XX вв. был распространён тезис о гностическом элементе в апокрифических Деяний апостолов, но исследования последней четверти ХХ в. опровергли его, что, впрочем, не означает отсутствия в составе деяний гностических вставок (например, в главах 94–102 и 109 «Деяний Иоанна»). Среду, в которой возникли большие апокрифические Деяния апостолов, исследователи характеризуют как гетеродоксальную, т.е. в которой присутствовали основные положения христианского учения, но также имелись аскетические (энкратизм) и богословские (докетизм) крайности, что типично для II в. Некоторые исследователи склонны связывать появление апокрифических Деяний апостолов с институтом так называемых странствующих апостолов. В дискуссиях предполагаемыми местами возникновения больших апокрифических Деяний апостолов обычно называют крупные центры раннего христианства (Александрия, Сирия, Малая Азия, Рим), спорным для исследователей также остаётся вопрос о наличии в больших апокрифических Деяниях апостолов следов преданий о проповеди апостолов. Но уже в III–IV вв. материал больших апокрифических Деяний апостолов оказывал существенное влияние на почитание многих апостолов (например, апостола Иоанна в Эфесе и апостола Андрея в Патрах). По предположению Э. Жюно, многие апокрифические Деяния апостолов начинались описанием распределения жребиев между апостолами в Иерусалиме, затем каждый направлялся в доставшийся ему удел.

 



 
PR-CY.ru