ДВОЕПЕРСТИЕ - Страница 5

В книге «Скрижаль», составленной из разных источников и подготовленной к печати в 1655 г., помимо прочего содержались тексты о перстосложении: послание Константинопольского патриарха Паисия 1655 г., Слово иподиакона Дамаскина (впоследствии митрополит Фессалоникийский) в Крестопоклонную неделю, Слово Николая Малаксы об именословном благословении и анонимное Слово о перстосложении (митрополит Макарий (Булгаков) считал, что это было слово патриарха Никона, произнесённое в Неделю Православия в 1655 г.). Но с изданием «Скрижали» патриарх Никон медлил, т.к. хотел созвать Собор, посвящённый двоеперстию как одному из главных пунктов, за который держались противники реформ. 12 февраля 1656 г., в день памяти Мелетия Антиохийского, когда на утрене читали известное проложное сказание, патриарх Никон громко спросил патриарха Макария (как наследника престола Мелетия) о том, как следует понимать это сказание, на что Макарий ответил, что Мелетий сначала показал разделённые три перста, а потом – соединённые, от которых и было огненное знамение (при этом Макарий назвал сторонников двоеперстия «арменоподражатели»). В первую Неделю Великого поста (24 февраля 1656 г.) в состав анафематизмов чина православия было включено проклятие на крестящихся двоеперстно, произнесённое патриархами Макарием и Гавриилом, а также митрополитом Никейским Григорием. После прибытия в начале апреля 1656 г. в Москву Молдавского митрополита Гедеона патриарх Никон письменно обратился ко всем находящимся в Москве иерархам с вопросом о двоеперстии; в ответ на это Антиохийский патриарх Макарий письменно подтвердил правильность троеперстия и проклял держащихся двоеперстия, этот текст подписали другие иерархи, и он был сразу помещён Никоном в «Скрижаль». 23 апреля 1656 г. в Москве был созван Собор из русских архиереев, на котором патриарх Никон, представив книгу «Скрижаль» и ответы восточных иерархов на вопросы о двоеперстии, говорил о том, что до начала книгопечатания на Руси был обычай креститься троеперстно. Собор вынес положительное решение по поводу троеперстия. Это решение вместе со сказанием Никона о Соборе (под заглавием «Слово отвещательно») было также включено в «Скрижаль», после чего появился тираж книги. В 1658 г. патриарх Никон оставил кафедру, но начатые им реформы богослужения не были отвергнуты (в частности, в практику продолжало входить троеперстие). В 1666 г. был созван Собор русских архиереев, принявший также решение о троеперстии, где оно было названо обычаем, которому православные следовали «издревле и доныне неизменно». В том же году с целью осуждения патриарха Никона, самовольно оставившего кафедру, но продолжавшего ставить священников в своём монастыре, был созван новый Собор, в котором среди прочих приняли участие патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий. Этот Собор, проходивший в 1666–1667 гг. и впоследствии получивший название Большого Московского, одобрил начатые патриархом Никоном церковные реформы, в том числе замену двоеперстия троеперстием при крестном знамении и именословным перстосложением при священническом и епископском благословении; при этом была произнесена анафема противившимся соборному постановлению.

 



 
PR-CY.ru