ДВОЕПЕРСТИЕ - Страница 3

Знаменитый пример использования пальцев руки в богословской дискуссии, описанный Созоменом и Феодоритом Кирским, – выступление Мелетия Антиохийского на Антиохийском соборе 361 г. с обличением арианства, когда он проиллюстрировал мысль о единосущии Отца, Сына и Святого Духа путём разгибания трёх пальцев руки и затем сгибания двух из них; впоследствии на Руси этот пример сыграл определённую роль в полемике вокруг двоеперстия, поскольку интерпретировался как свидетельство об определённом перстосложении (хотя из рассказа древних церковных историков такой вывод сделать нельзя). После распространения двоеперстия его богословское толкование как исповедания двух природ во Христе (что символизируют соединённые вместе указательный и средний пальцы) и одновременно троичности Лиц Божества (что символизируют соединённые вместе остальные пальцы) стало в Византии классическим; оно приводится, например, в сочинении неизвестного антикатолического византийского полемиста XII в. Тем не менее, и после распространения двоеперстия византийская святоотеческая мысль продолжала подчёркивать второстепенность способа перстосложения по отношению к самому знаку креста (например, Феодор Студит писал, что тот, кто изобразит крест «хоть как-нибудь и (даже) одним только перстом, (тот) тотчас обращает в бегство враждебного демона»). Около XIII в. в Византии двоеперстие было вытеснено троеперстием. Первым ясным свидетельством о троеперстии у греков является так называемое Прение Панагиота с Азимитом (последняя четверть XIII в.; в макариевских Четьих Минеях оно помещено несколько раз, причём в декабрьской и июньской частях он передаёт греческий оригинал (повествующий о троеперстии) правильно, в августовской свидетельство о троеперстии заменено свидетельством о двоеперстии, что, как полагают исследователи, было связано с прошедшим за время создания Четьих Миней Стоглавым Собором). Впрочем, известны и более поздние свидетельства о продолжении бытования в греческих церквах двоеперстия. Тем не менее, со временем троеперстие распространилось в греческих церквах повсеместно (так, в «Пидалионе» Никодима Святогорца, в комментарии на правило 91 Василия Великого, двоеперстие упоминается как старая форма перстосложения), а имевшие, очевидно, место случаи сосуществования троеперстия и двоеперстия никогда не вызывали споров и полемики, как это случилось на Руси. Поскольку Русь приняла христианство в период употребления в Византии двоеперстия, очевидно, что двоеперстие в РПЦ существовало изначально. К XV в. (что, возможно, было связано с так называемым Вторым южнославянским влиянием) относятся свидетельства об использовании на Руси троеперстия. Начиная с этого времени на Руси появляются и памятники, специально посвящённые двоеперстию, что исследователи объясняют борьбой с обычаем троеперстия. К таковым относятся русская редакция проложного сказания 12 февраля (но не 23 августа) о Мелетии Антиохийском (рассказ Феодорита о выступлении святителя на Антиохийском соборе здесь переделан русским редактором в историю о чуде, совершённом Мелетием с помощью двоеперстия; в таком виде проложное сказание 12 февраля входит в печатные издания славянского Пролога, включая и послениконовские) и так называемое Феодоритово слово, по мнению исследователей, составленное на Руси. О богословском содержании двоеперстия говорится в Слове Максима Грека «Како знаменатися крестным знамением».

 



 
PR-CY.ru