ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 9

В начале ХХ в. в библиотеке хранились две книги, принадлежавшие Далмату: «Беседы на Деяния святых Апостол» Иоанна Златоуста (Киев, 1624 г.) и «Толкование на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (Киев, 1625 г.; в одном переплёте) и «Беседы на послания апостола Павла» Иоанна Златоуста (Киев, 1623 г.). При закрытии монастыря в опись 1923/1924 г. для передачи в музей было внесено 353 книги, в том числе 27 рукописей, 113 изданий XVII–XVIII вв., но сохранить библиотеку не удалось. К 2006 г. в различных собраниях обнаружено четыре книги из этой библиотеки. Некоторые далматовские монахи занимались книгописной и литературной деятельностью. Так, игумен Афанасий (Любимов) переписал в 1666 г. Толковую Псалтирь в трёх книгах. В начале 1720 гг. монах Авраамий (Карамышев) перевёл с польского на русский язык сочинение «Лебедь с перием» архимандрита Иоанникия (Галятовского). Рукопись он сопроводил авторским предисловием с посвящением книги Петру I. До середины 1730 гг. в библиотеке монастыря хранилась рукописная «Летопись ротмистра Станкевича», которая была использована Василием Никитичем Татищевым при написании «Истории Российской», благодаря чему известно её содержание. В 1904 г. Далматовский монастырь последним из мужских обителей Екатеринбургской епархии был переведён на общежительный устав. Помощь в этом оказал верхотурский во имя Николая Чудотворца мужской монастырь, из которого были переведены десять насельников для укрепления братии Далматовского монастыря. В монастыре был принят устав Коневецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. После введения общежития численность братии Далматовского монастыря увеличилась. Накануне преобразования, в 1903 г., в монастыре было 33 насельника, в 1907 г. – 97, в 1908 г. – 115, в 1913 г. – 74, в 1914 г. – 70 насельников. Среди братии штатного периода большинство составляли представители духовного сословия, среди братии общежительного монастыря – крестьяне. В 1917 г. в Далматовском монастыре проживали 61 человек, в 1918 г. – 39, в 1921 г. – 27 насельников. После 1918 г. по решению советских властей Шадринского уезда Далматовский монастырь предполагалось закрыть. В конце 1920 г. директор Шадринского научного хранилища Владимир Павлович Бирюков перевёз архив монастыря в Шадринск, а в сентябре 1922 г. добился создания (с согласия Екатеринбургского епархиального управления) в Далматовском монастыре музея-монастыря, существовавшего на основах хозрасчёта, которому был передан весь комплекс построек. В 1923 г. при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впоследствии принявшая обновленчество. В 1928 г. Скорбященский храм был закрыт под предлогом отказа общины от производства в нём ремонта.

 



 
PR-CY.ru