ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

В 1680 г. по благословению Сибирского митрополита Павла братия Далматовского монастыря основала на берегу реки Исети, в 30 саженях к юго-востоку от Далматовского монастыря, Верхнетеченский в честь Введиня во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь. До 1764 г. он был приписан к Далматовскому монастырю, подчинялся его уставу и находился на его содержании. В 1682 г. Далматовский монастырь исходатайствовал у тобольского воеводы Алексея Андреевича Голицына земли на реке Железенке (Каменке), где было организовано поселье, специализировавшееся на железоделательном промысле. В 1699 г. оно было забрано в казну, и на его основе устроен государственный Каменский завод. Исследователям известен лишь один факт получения монастырём земли по закладной 1668/1669 г. тюменских ясачных татар Емельцая Бурашёва «с товарищи» на земли по реке Тече, на которой было устроено Теченское поселье. К концу XVII в. Далматовский монастырь имел семь посельев. Ведущей отраслью хозяйства монастыря было земледелие, в первой половине XVIII в. он снабжал хлебом уральские заводы. Также получили развитие животноводство, рыбный и хмелевой промыслы. В 1683 г. в вотчине было 70 крестьянских дворов, в которых проживали 243 человека мужского пола, в 1719 г. монастырь имел село и 12 деревень, где числилось 1309 человек, в 1744 г. – одно село и 17 деревень, 2156 человек. В 1732 г. монастырь владел 96 тыс. десятин земли. Наиболее крупными населёнными пунктами в монастырской вотчине были: слобода Служняя (1651 г.) с церковью во имя Николая Чудотворца (1658 г.; впоследствии село Николаевское, давшее начало городу Далматову), деревни Нижнеярская (1660 г.), Верхнеярская (1670 г.), Ключевская (1680 г.), Широкова (1680 г.) с часовнями. Монастырь имел подворья в Тобольске, Ирбите, Шадринске и послужил делу заселения как обширной земельной вотчины, так и всего Исетского края. Монастырь входил в оборонительную линию, которая защищала Южное Зауралье от набегов кочевников и обеспечивала безопасность государственных слобод. Недовольство крестьян большим объёмом работ, выполняемых как повинность для монастыря, политикой центральных властей в проведении секуляризации 1762 г. и злоупотреблениями администрации монастыря после указа о десекуляризации 1762 г. в вотчине Далматовского монастыря вызвало крестьянское восстание, известное как «Дубинщина». Бунт начался с отказа крестьян от выполнения монастырских повинностей в октябре 1762 г., затем были угрозы и побои представителей монастырской вотчинной администрации. Во второй половине 1763 г. монастырь оказался в осаде, а на сторону восставших перешло около половины монастырских крестьян. «Дубинщина» была подавлена при помощи введённых в вотчину войск уже после проведения секуляризации 1764 г., участники бунта были подвергнуты наказаниям, 167 наиболее активных бунтовщиков казнены. После секуляризации 1764 г. братия ещё дважды отражала крестьянские бунты, в которых участвовали бывшие монастырские крестьяне. С 15 февраля по 1 марта 1774 г. Далматовский монастырь осаждали войска Емельяна Пугачёва. В апреле 1842 г. монастырь выдержал осаду во время так называемого картофельного бунта.

 



 
PR-CY.ru