Словарь по христианству Д ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии) в городе Далматове Курганской области. Основан Далматом (Мокринским). Источниками сведений по истории Далматовского монастыря являются написанное сыном преподобного Далмата архимандритом Исааком (Мокринским) «Известие об основании Далматовского монастыря», а также документы архива Далматовского монастыря. Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского уезда инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод для рыбных и зверовых промыслов. Сначала Илигей враждебно отнесся к Далмату, но затем, после чудесного вразумления от Пресвятой Богородицы, весной 1646 г. передал ему земли на Белом Городище в присутствии детей и сородичей. Вскоре на Белое Городище к иноку Далмату пришёл нижегородский старец Иоанн, ученик священноинока Дорофея; затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Это было первое русское поселение в долине реки Исети. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) были построены часовня, кельи, частокол. В условиях малозаселённости края остро встала проблема рабочих рук для монастырского хозяйства. Далмат проводил много времени в разъездах по слободам Тобольского и Туринского уездов, вступал в конфликты с местной администрацией из-за пограничных земель и беглых крестьян, иногда шёл и на нарушение царских запретов на приём новых крестьян. Так, в 1654 г. приказчик Киргинской слободы М. Фефилов подал тобольским воеводам челобитную о том, что Далмат отказался выдать укрывшихся в обители беглых пашенных крестьян Киргинской слободы. Воеводы послали в Далматовский монастырь память, чтобы «крестьян с тягла не принимали». В сентябре 1651 г., вернувшись из очередной поездки, преподобный застал на месте монастыря пепелище. Постройки были сожжены войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Невредимой осталась лишь икона Успения Пресвятой Богородицы, которую Далмат принёс в 1644 г. на Белое Городище. Этот образ стал главной святыней обители. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Для Далмата была построена отдельная келья, в которой он пребывал в затворе, но следил за всем происходившим в обители. В сказке 1664 г. основатель писал, что без его благословения «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали». О строгости устава Далмата свидетельствует следствие 1664 г., проводившееся Тобольской съезжей избой по доносу одного из насельников. Среди «провинностей» Далмата отмечалось, что в монастыре не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В ответ Далмат писал, что в дни постов, в особенности Великого поста, празднования именин в Далматовском монастыре не совершаются, служатся лишь молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели. Далмат был погребён в алтаре Успенской церкви, в кирпичном склепе.

 



 
PR-CY.ru