Словарь по христианству Д ДАМИАН

ДАМИАН

ДАМИАН (ум. после 1154 г.) – епископ Юрьевский (Каневский). Сведения о Дамиане сохранились в Галицко-Волынском своде конца XIII в. в составе Ипатьевской летописи и Московском летописном своде конца XV в. По мнению исследователей, архиерей был поставлен раньше 1145 г., поскольку в этом году Киевский митрополит Михаил уехал в Константинополь, и русские епископы, в том числе Дамиан, дали ему «рукописание», что не станут без митрополита «в Святей Софьи служити». В 1147 г., выполняя приказ великого князя Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, вместе с другими шестью южнорусскими епископами Дамиан приехал в Киев для участия в Соборе, целью которого было поставление на Киевскую митрополию зарубского схимника и книжника Климента Смолятича, состоявшееся 27 июня. В 1154 г., после того как в битве под городом Белая Вежа войска правившего в Киеве Смоленского князя Ростислава (Михаила) Мстиславича потерпели поражение от войск Черниговского князя Изяслава Давидовича и князя Глеба Юрьевича, в союзе с которыми выступили половцы, киевляне, опасаясь захвата города половцами, послали Дамиана, находившегося в то время в Киеве, звать на княжение Изяслава Давидовича. Благодаря посредничеству Дамиана, которого летописец уже титулует Каневским, передача власти в Киеве прошла мирно. По мнению Ярослава Николаевича Щапова, миссия Дамиана в 1154 г. говорит «об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с Полем кафедры». Изменение титула Дамиана между 1147 и 1154 гг. свидетельствует о переносе епархиального центра в этот период с верховьев Роси в её низовье, в Канев, что, по мнению исследователей, может быть связано с усилением опасности со стороны степи в эти годы. В византийском перечне русских епархий 1160 гг. центром епископии назван Канев. По предположению Валентина Лаврентьевича Янина и Петра Григорьевича Гайдукова, Дамиану могла принадлежать найденная при раскопках на Городище в Новгороде печать с изображением святых Космы и Дамиана на одной стороне и надписью – на другой. Несмотря на то, что на печати нет обычного для епископских булл XII в. изображения Богоматери, подобные исключения исследователям известны. Дамиан как «епископ Каширский», Киевский чудотворец, упоминается в «Описании о российских святых» (известно в списках конца XVII – XVIII вв.). Епископ Сергий (Спасский) различал Юрьевского епископа Дамиана в Киеве и Каширского епископа Дамиана, Киевского чудотворца, память которого в Кайдаловских святцах отмечена под 19 июля. На ошибочность чтения «Каширский» обращали внимание Евгений Евстигнеевич Голубинский и епископ Димитрий (Самбикин). В современной службе Собору святых, в Малой России просиявших, Дамиан не упоминается.

 
PR-CY.ru