Словарь по христианству Д ДИОСКОР

ДИОСКОР

ДИОСКОР (ум. в 454 г.) – архиепископ Александрийский (444–451 гг.). Материалы о жизни и учении находятся в актах четвёртого Вселенского собора, а также в деяниях второго Эфесского («разбойничьего») собора (сохранились на сирийском языке). Некоторые сведения исследователи находят в переписке современников Диоскора, главным образом, Феодорита Кирского, папы Римского Льва I Великого, в исторических работах Евагрия Схоластика, Либерата, Захарии Ритора, Феофана Исповедника, Михаила Сирийца и др. Представление о христологических взглядах Диоскора исследователи составляют на основании его заявлений и реплик, сделанных на втором Эфесском («разбойничьем») и четвёртом Вселенском соборах, а также из его писем, сохранившихся, главным образом, в сирийских и коптских переводах. Существует «История Диоскора, патриарха Александрийского», написанная его учеником Феопистом (конец V в.). Это произведение, как полагают исследователи, было переработано после 512 или 518 г.; оно касается, в основном, событий, связанных с Халкидонским собором и пребыванием Диоскора в ссылке. До смерти Александрийского архиепископа Кирилла (27 июня 444 г.) Диоскор занимал пост архидиакона Александрийской церкви. Его избрание на Александрийскую кафедру после кончины архиепископа было благожелательно встречено церковными лидерами как на Востоке, так и на Западе. Феодорит Кирский поздравил нового Александрийского предстоятеля с избранием, подчёркивая его скромность и благоразумие, а епископ Домн Антиохийский хотел видеть в нём «союзника и сотрудника в борьбе с замышлениями против апостольской веры». Из Рима послание Диоскора в доброжелательно-покровительственном тоне написал папа Лев I Великий. Диоскор проявил себя как мстительный, самоуверенный, не терпевший возражений тиран. Он не только претендовал на роль ревностного почитателя памяти своего предшественника (что не помешало ему, заняв престол, открыто преследовать священника Афанасия, племянника почившего патриарха), но и желал быть единственным толкователем богословского наследия Кирилла. При этом Диоскор придерживался крайних взглядов представителей александрийской богословской школы, выступал за полное уничтожение всяких следов христологии «двух природ», рассматривая её как еретическую, равнозначную несторианству, и опасную, т.к. на Востоке это учение проповедовали новые лидеры антиохийской богословской школы Феодорит Кирский и Ива Эдесский. Всякого епископа, подозреваемого в том, что он разделяет учение Нестория, Диоскор считал недостойным священства. Он был убеждён, что только формула «единая природа Бога Слова воплощённая», использовавшаяся Кириллом и считавшаяся принадлежащей Афанасию Великому, может быть эффективна в борьбе со вновь активизировавшимся несторианством. Кроме того, Диоскор был готов твёрдо отстаивать положение своей кафедры в иерархической системе церквей и в особенности противиться возвышению Константинополя. По этой причине он принимал только два Вселенских собора (первый и третий) и отвергал авторитет второго Вселенского собора и отказывался считаться с принятым на нём третьим правилом, предоставлявшим столичной кафедре нового Рима второе место по чести после древнего Рима.

 



 
PR-CY.ru